Организация внесла на счет таможенного органа денежные средства в целях обеспечения уплаты таможенных платежей. После выполнения обязательств, обеспеченных денежным залогом, организация обратилась в таможенный орган с заявлением о возврате денежных средств. Таможенный орган вернул денежные средства, но не в полном объеме, а за вычетом задолженности по уплате таможенных платежей, которая указана в решении таможенного органа о возврате (зачете) денежного залога. Организация только из решения таможенного органа о возврате (зачете) денежного залога впервые узнала о наличии задолженности. Правомерно ли обращение взыскания задолженности по уплате таможенных платежей на денежные средства, внесенные в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, если в адрес организации требование об уплате таможенных платежей не выставлялось?

Ответ: В случае когда организация внесла на счет таможенного органа денежные средства в целях обеспечения уплаты таможенных платежей, а после выполнения обязательств, обеспеченных денежным залогом, организация обратилась в таможенный орган с заявлением о возврате денежных средств, однако таможенный орган вернул денежные средства за вычетом задолженности по уплате таможенных платежей, которая указана в решении таможенного органа о возврате (зачете) денежного залога, действия таможенных органов будут квалифицированы как неправомерные, поскольку в качестве основания для обращения взыскания на суммы денежного залога таможенным органом должно быть выставлено требование об уплате таможенных платежей, срок исполнения которого истек.

Обоснование: В соответствии с п. 6 ст. 85 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется при условии, если таможенный орган удостоверится в исполнении обеспеченных обязательств, либо в случае, когда обеспеченное обязательство не возникло.

Частью 7 ст. 149 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) предусмотрено, что возврат (зачет) денежного залога не производится при наличии у лица, внесшего денежный залог (его правопреемника), задолженности по уплате таможенных платежей, пеней или процентов в размере такой задолженности. Таможенный орган вправе обратить взыскание на денежный залог в соответствии со ст. 158 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 158 Федерального закона при неисполнении требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) таможенные органы вправе взыскивать подлежащие уплате таможенные платежи за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей.

В соответствии с ч. 2 ст. 158 Федерального закона обращение взыскания на суммы авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей производится в течение сроков хранения этих средств на счете Федерального казначейства или на счете, определенном международным договором государств - членов Таможенного союза, по решению начальника (заместителя начальника) таможенного органа. О взыскании сумм таможенных платежей за счет авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей таможенный орган сообщает в письменной форме плательщику таможенных пошлин, налогов (его правопреемнику) в течение одного дня после взыскания. Обращение взыскания на суммы авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей производится без принятия решения о бесспорном взыскании в течение 10 календарных дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей). В случае образования неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей после истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) взыскание осуществляется в течение пяти календарных дней со дня их образования.

Согласно ч. 1 ст. 152 Федерального закона требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.

В соответствии с ч. 2 ст. 152 Федерального закона в случае, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, в отношении которой в соответствии с настоящим Федеральным законом направляется требование об уплате таможенных платежей, изменилась после направления указанного требования, таможенный орган направляет уточненное требование об уплате таможенных платежей с указанием оснований изменения обязанности. При этом первоначально направленное требование об уплате таможенных платежей отзывается одновременно с направлением уточненного требования об уплате таможенных платежей.

Согласно ч. 4 ст. 152 Федерального закона требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) должно содержать сведения о сумме подлежащих уплате таможенных платежей, размере пеней и (или) процентов, начисленных на день выставления требования, сроке уплаты таможенных пошлин, налогов, сроке исполнения требования, а также о мерах по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов и обеспечению их взыскания, которые применяются в случае неисполнения указанного требования плательщиком, и об основаниях выставления такого требования. Форма требования об уплате таможенных платежей и порядок его заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Частью 5 ст. 152 Федерального закона предусмотрено, что требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.

В соответствии с ч. 11 ст. 152 Федерального закона срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования.

Согласно ч. 17 ст. 152 Федерального закона при неисполнении требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) в сроки, установленные настоящей статьей, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящей главой.

Таким образом, основанием для обращения взыскания на суммы денежного залога должно быть требование таможенного органа об уплате таможенных платежей, срок исполнения которого истек.

П. А.Лесников

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

15.07.2013