Организация А обратилась в таможенный орган с заявлением о возврате авансовых платежей, внесенных организацией Б. К заявлению, кроме прочих документов, приобщен договор уступки права требования, согласно которому организация Б уступила организации А право требования от таможенного органа возврата авансовых платежей, внесенных организацией Б. Однако таможенный орган возвратил заявление без рассмотрения, указав, что не представлены документы, подтверждающие правопреемство. Правомерны ли действия таможенного органа?

Ответ: Заявление о возврате авансовых платежей может быть подано правопреемником с приложением документа, подтверждающего правопреемство. Возможность передачи права требования, вытекающего из публично-правовых отношений по сделке (уступке права требования), регулируемой гражданским законодательством, таможенным законодательством не предусмотрена. В данном случае возврат авансовых платежей при отсутствии реорганизации возможен только лицу, внесшему авансовый платеж, - организации Б.

Действия таможенного органа являются правомерными.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 73 Таможенного кодекса Таможенного союза авансовыми платежами признаются денежные средства (деньги), внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров, если уплата таких платежей предусмотрена законодательством государств - членов Таможенного союза.

Согласно п. 5 ст. 73 ТК ТС возврат авансовых платежей осуществляется в соответствии со ст. 90 ТК ТС.

Статьей 90 ТК ТС установлено, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Частью 1 ст. 122 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) предусмотрено, что возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Если указанным лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. Форма заявления о возврате авансовых платежей утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

В соответствии с ч. 3 ст. 122 Федерального закона N 311-ФЗ к заявлению о возврате авансовых платежей прилагаются следующие документы:

1) платежный документ, подтверждающий перечисление авансовых платежей;

2) документы, указанные в ч. 4 - 7 настоящей статьи, в зависимости от статуса лица;

3) иные документы, которые могут быть представлены лицом, подавшим заявление о возврате авансовых платежей, для подтверждения обоснованности возврата.

Так, ч. 4 ст. 122 Федерального закона N 311-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют:

1) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

2) копию свидетельства о государственной регистрации, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

3) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

4) образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление;

5) копию документа, подтверждающего правопреемство, в случае если заявление о возврате авансовых платежей подается правопреемником лица, внесшего авансовые платежи, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа.

Таким образом, заявление о возврате может быть подано правопреемником с приложением документа, подтверждающего правопреемство.

Статья 5 Федерального закона N 311-ФЗ, определяющая значение основных терминов, используемых в настоящем Федеральном законе, не раскрывает понятие правопреемства.

Частью 3 указанной статьи установлено, что все иные термины используются в настоящем Федеральном законе в значениях, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, гражданским законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и иным законодательством Российской Федерации.

Термин "правопреемство" применительно к юридическим лицам содержится в ст. 58 Гражданского кодекса РФ. Согласно положениям указанной статьи правопреемство возникает при реорганизации юридических лиц в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.

Таким образом, правопреемство юридического лица для осуществления возврата авансовых платежей может возникнуть только в случаях, указанных в ст. 58 ГК РФ, и, соответственно, должно подтверждаться документально (учредительными документами с внесенными изменениями, передаточным актом).

Отношения между кредитором и должником регулируются гражданским законодательством, согласно которому между сторонами предусмотрены способы обеспечения исполнения обязательств.

В соответствии со ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступке требования) или перейти к другому лицу на основании закона.

Обязательством признается гражданское правоотношение, в силу которого одна сторона (должник) обязана совершить в пользу другой стороны (кредитора) определенное действие (передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. п.). Кредитор в свою очередь имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (п. 1 ст. 307 ГК РФ).

Однако согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ нормы ГК РФ неприменимы во взаимоотношениях между таможенными органами и плательщиками таможенных платежей. Пунктом 3 ст. 2 ГК РФ установлено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Таможенное и гражданское законодательство относится к различным отраслям права. Гражданское законодательство основано на принципах автономии воли участников правоотношений, свободы договора, равенства сторон. Для таможенного законодательства характерен императивный метод регулирования, построенный на властном подчинении одной стороны другой. Необходимость властного регулирования таможенных правоотношений диктуется самой сущностью таможенного дела, которая в том числе изначально предполагает наличие определенных ограничений в отношении пользования, владения и распоряжения имуществом, но устанавливаемых не произвольно, а в связи с предоставляемым доступом на рынок, налоговыми льготами и т. д.

Исходя из этого законодатель предусмотрел неприменение гражданского законодательства к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, если иное не предусмотрено законодательством.

Таким образом, принципы и нормы гражданского законодательства в таможенном деле используются только в случаях и пределах, предусмотренных таможенным законодательством.

Возможность передачи права требования, вытекающего из публично-правовых отношений по сделке (уступке права требования), регулируемой гражданским законодательством, таможенным законодательством не предусмотрена.

Следовательно, в данном случае возврат авансовых платежей при отсутствии реорганизации возможен только лицу, внесшему авансовый платеж - организации Б.

Иного порядка возврата авансовых платежей таможенным законодательством не предусмотрено.

Действия таможенного органа правомерны.

П. А.Лесников

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

15.07.2013