Рецензия на книгу: Лебедев В. А., Кандалов П. М., Неровная Н. Н. Партии на выборах: опыт, проблемы, перспективы

(Дудко И. Г.) ("Конституционное и муниципальное право", 2007, N 14) Текст документа

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: "ЛЕБЕДЕВ В. А., КАНДАЛОВ П. М., НЕРОВНАЯ Н. Н. ПАРТИИ НА ВЫБОРАХ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ" <*>

И. Г. ДУДКО

Дудко И. Г., заведующий кафедрой государственного и административного права Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, доктор юридических наук, профессор.

Круг вопросов, рассмотренных в монографии, значительно шире, нежели вынесенная в название тема. Наряду с проблемой участия политических партий в выборах авторы обсуждают вопросы правового регулирования создания и деятельности политических партий, правового оформления их статуса, роль партий в становлении современного российского конституционализма и ряд других (книга состоит из 7 глав). Вряд ли оправданным будет упрек авторам в том, что они выходят за границы "заглавной" темы. Слишком соблазнительна новизна феномена политических партий в современной российской действительности (во всей политико-юридической пестроте). Признаем, что и юридический взгляд на этот феномен еще весьма "молод" и далек от "завершенных" исследований. Исходя из двойственной социальной природы политических партий (как институт гражданского общества и как часть государственно-политической системы), авторы отстаивают позицию важности последовательного конституционно-правового регулирования всего комплекса отношений, связанных с их образованием, организацией и деятельностью (с. 8 - 9). Правовая институционализация политических партий рассматривается ими не только в виде универсальной тенденции современных государств, но и в качестве необходимой составляющей правового государства. Убежденность авторов в том, что российская Конституция должна содержать нормы о политических партиях и определять их роль в обществе и государстве, основывается на признании партий как необходимого элемента функционирования демократического государства. Конституционное нормирование их статуса есть гарантия, "защищающая партии от произвола государства" (с. 17). Положительный опыт авторы обнаруживают в конституциях стран СНГ и Балтии (глава 1). В монографии определены иные формы правовой институционализации политических партий. К ним относятся: законодательная, на уровне подзаконных актов, локальные акты. К особой форме институционализации авторы относят правовые позиции, содержащиеся в решениях Конституционного Суда Российской Федерации (с. 34 - 39). Авторы справедливо отмечают отсутствие какого-либо общепринятого определения понятия "политическая партия", причем не только в юридической, но и в социологической и политологической литературе (глава 2). Весьма различны определения и в зарубежном законодательстве. Констатируя данный факт, авторы тем не менее не предлагают собственной дефиниции. Определение политической партии выстраивается через признаки: "партия - это особый вид общественного объединения граждан; целевая ориентация политических партий; идеологическая ориентация политической партии; партия - общественное объединение, имеющее постоянную организационную структуру, основанную на фиксированном членстве" (с. 44). Несомненно, выделенные признаки отражают характеристику политической партии как социального феномена. Однако в правовом контексте они недостаточны либо слишком общи. Так, применительно к политической партии речь идет не о "целевой ориентации" как таковой (цель имеет каждое из общественных объединений), а о достижении (завоевании) политической власти, участии в формировании публичных властных органов. Авторскую позицию проясняют последующие четыре параграфа главы второй, в которых раскрывается содержание каждого из выделенных признаков. В частности, обстоятельно исследуется вопрос о цели политической партии. На основе критической оценки норм Федерального закона "О политических партиях" и Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" высказаны предложения по совершенствованию действующего законодательства (с. 50 - 51). Обращение к программам ведущих российских политических партий, в части формулирования целей, позволило авторам выделить не только их положительные, но и отрицательные моменты ("наличие некоторой шаблонности заявленных целей, ввиду чего политические программы партий практически неотличимы друг от друга за исключением незначительных деталей" (с. 56)). Не менее критичны авторы в общей оценке программ отечественных политических партий. "Главный недостаток всех партийных программ состоит в том, что в них ставятся разные цели, задачи, но не определяются механизмы их реализации. На практике реализовать установки большинства российских партий в принципе невозможно, поэтому программы партий являют собой набор неких мифов, призванных сплотить вокруг себя потенциальный электорат" (с. 62). Рассматривая вопрос об организационной структуре партии, авторы признают логичным законодательное установление минимальной численности для общероссийских политических партий. Такой подход оценивается как гарантия того, что партия будет являться выразителем интересов населения (с. 65). Авторы - сторонники создания исключительно общефедеральных политических партий, "идеология, которую призвана нести политическая партия, не может разделяться по территориальному признаку, а может быть только общефедеральной" (с. 69). Исследуя роль политических партий в становлении современного конституционализма в России (глава 3), авторы признают позитивное значение многопартийности и высказываются за активное участие партий в конституционном развитии страны, в реализации власти. Среди различных институтов гражданского общества только партии способны перевести частные и групповые интересы на общегосударственный уровень. В этом проявляется социальная сущность партий. Важнейшей их функцией является участие в выборах. В свою очередь, избирательный процесс существенно влияет на формирование данных общественных объединений. "Именно свободные выборы оказываются тем ведущим фактором, с помощью которого происходит основное конституирование политических партий и политическое структурирование гражданского общества" (с. 85). К сожалению, авторы уклонились от оценки складывающейся в постсоветской России практики формирования партийной системы, тех "галсов", которыми курсирует российский "партийный флот" между и во время выборов. Значительная часть исследования посвящена правовым аспектам участия политических партий в избирательном процессе (главы 4 и 5). Авторы всецело поддерживают концепцию Федерального закона "О политических партиях" в вопросе признания партий основными участниками избирательного процесса, справедливо полагая, что участие в выборах является не только правом, но и обязанностью партий. В связи с этим предложено установить зависимость статуса политической партии от результатов выборов. Так, если политическая партия в течение двух федеральных избирательных кампаний не проводит в парламент ни одного депутата в мажоритарном округе или получает менее 0,5% голосов по общефедеральному округу, то она лишается своего статуса. Если политическая партия не выполняет данные условия в региональных избирательных кампаниях, то она лишается своего регионального отделения (с. 107). Соглашаясь в целом с этой идеей, заметим, что вопрос о ликвидации регионального отделения по результатам выборов является сугубо внутрипартийным делом, иное означало бы вмешательство государства в сферу партийного строительства. В монографии выделены следующие основные правомочия политических партий в избирательном процессе: участие в формировании избирательных комиссий; по выдвижению и регистрации кандидатов (списков кандидатов); по осуществлению агитационной деятельности; по финансированию избирательной кампании; по краткосрочному и долгосрочному наблюдению за ходом выборов (с. 118). Исследуя данные правомочия и обобщая складывающуюся практику, авторы высказывают ряд предложений, направленных на оптимизацию и "качество" избирательных процедур. Например, предлагается ввести ответственность "партийных" членов избирательных комиссий за лоббирование интересов представляемой партии; установить запрет на включение в партийный список кандидатов лиц, не являющихся членами соответствующей партии (что уже введено в отношении членов других партий); информирование избирателей о предоставлении кандидатом недостоверных сведений об имуществе и финансовом положении и др. Размышления авторов иллюстрируются примерами практики, опираются на фактологический материал и статистические данные. Отдельная глава работы посвящена вопросам участия политических партий в формировании законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации (гл. 6). Наряду с ретроспективным анализом эволюции избирательного законодательства субъектов РФ в монографии рассматривается опыт регионов по введению смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы. Позитивно оценивая эту новеллу, авторы прогнозируют, с одной стороны, развитие региональных отделений существующих партий в плане их "реального" функционирования, с другой - возникновение проблемы внутрипартийного единства, поскольку начался процесс активного внедрения лиц, обладающих финансовыми и административными ресурсами (с. 233). Логичным завершением работы являются размышления авторов по проблеме оптимизации участия политических партий в избирательном процессе (глава 7). Авторы - убежденные сторонники активного внедрения и модификации пропорциональной системы на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном), но вместе с тем выступают за сохранение смешанной избирательной системы. В целом монография В. А. Лебедева, П. М. Кандалова и Н. Н. Неровной является актуальным исследованием правовых проблем партийного строительства современной России. Она содержит не только теоретические изыскания, но и рекомендации, направленные на повышение эффективности участия политических партий в выборах, на развитие отечественного парламентаризма. Издание будет полезно преподавателям, научным работникам, студентам, всем, кто интересуется проблемами правового регулирования организации и деятельности политических партий, их ролью в избирательном процессе.

Название документа