1. Нужно ли создавать резерв под обесценение ценных бумаг в том случае, если котировки ценных бумаг регулярно публикуются и ниже балансовой стоимости ценных бумаг, но сделки по ним не совершались в течение длительного времени? Каков порядок налогообложения прибыли по операциям с ценными бумагами в части создания организациями резервов под обесценение вложений в ценные бумаги?

2. Возникает ли обязанность по начислению и уплате налога на пользователей автодорог и налога на содержание объектов жилищно-социальной сферы по операциям продажи ценных бумаг, осуществляемым доверительным управляющим в рамках договора доверительного управления имуществом (учредитель управления - профессиональный участник рынка ценных бумаг)?

3. Следует ли профессиональным участникам рынка ценных бумаг уплачивать налог на пользователей автодорог с операций по реализации ценных бумаг с убытком?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 мая 1998 г. N 04-02-05/7

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо ОАО с просьбой разъяснить отдельные вопросы налогообложения операций с ценными бумагами для профессиональных участников рынка ценных бумаг и сообщает следующее.

1. Правила отражения в бухгалтерском учете отдельных операций с ценными бумагами для профессиональных участников рынка ценных бумаг устанавливаются Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг и не входят в компетенцию Министерства финансов Российской Федерации.

При налогообложении прибыли по операциям с ценными бумагами в части создания организациями резервов под обесценение вложений в ценные бумаги предприятия, в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (п.4 ст.2), в налогооблагаемую базу включают разницу между продажной ценой и первоначальной стоимостью.

При этом суммы отчислений в резерв не должны уменьшать налогооблагаемую базу.

В то же время, поскольку предприятия, создавая резерв под обесценение вложений в ценные бумаги, относят его на финансовые результаты без уменьшения налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль, в случае восстановления таких резервов за счет финансовых результатов предприятия сумма восстановленных резервов не должна включаться в состав внереализационных доходов, учитываемых при налогообложении прибыли.

2. Что касается вопроса об исчислении налога на пользователей автомобильных дорог и налога на содержание объектов жилищно-социальной сферы по операциям с ценными бумагами при передаче их в доверительное управление, то следует иметь в виду, что в этом случае у учредителя доверительного управления не возникает объект налогообложения для уплаты указанных налогов.

Согласно Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 12.11.96 N 97 бухгалтерский учет операций, связанных с осуществлением доверительным управляющим функций в соответствии с договором доверительного управления, ведется им на обособленном балансе в порядке, изложенном в Письме Минфина России от 24.01.94 N 7 "Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с осуществлением совместной деятельности".

Одновременно сообщаем, что вопросы применения отдельных налоговых законов при совершении операций по доверительному управлению в настоящее время согласовываются между заинтересованными организациями.

3. В соответствии с п.21.14 Инструкции Госналогслужбы России от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (с последующими дополнениями и изменениями) профессиональные участники рынка ценных бумаг и инвестиционные фонды уплачивают налог на пользователей автодорог от доходов в виде разницы между выручкой от продажи ценных бумаг, с одной стороны, и их учетной стоимостью, процентами по проданным облигациям, начисленными с момента их последней выплаты, расходами по продаже в виде комиссионных, вознаграждений, с другой стороны.

При этом отрицательная разница от реализации ценных бумаг на рынке ценных бумаг не уменьшает налогооблагаемую базу при исчислении налога на пользователей автомобильных дорог.

19.05.98 Заместитель руководителя

Департамента налоговой политики

А. И.КОСОЛАПОВ