ТОО заключило договор аренды с комитетом по управлению городским имуществом. Согласно договору расходы по эксплуатационному обслуживанию помещений несет арендатор. В соответствии с Положением о составе затрат данные расходы должны относиться на себестоимость, однако ГНИ, ссылаясь на распоряжение губернатора, утверждает, что при определенных условиях эксплуатационные расходы должны покрываться за счет прибыли, остающейся после налогообложения. Правомерно ли это?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 мая 1998 г. N 04-02-05/10
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо ТОО с просьбой разъяснить порядок отнесения затрат по оплате арендатором расходов, связанных с эксплуатационным обслуживанием арендуемого помещения, и по существу вопроса сообщает следующее.
Согласно ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Поскольку в соответствии с указанной статьей Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятыми обязательствами, а условия договора определяются по усмотрению сторон, основанием для отнесения арендатором своих затрат по оплате коммунальных услуг на себестоимость продукции является договор аренды, включающий условия об оплате арендатором указанных услуг.
На основании пп."е" и "и" п.2, п.10 и п.12 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 (с учетом последующих дополнений и изменений), затраты, связанные с обслуживанием производственного процесса, в т. ч. затраты на электроснабжение, отопление, водоснабжение и услуги связи, относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) и включаются в нее в том отчетном периоде, к которому они относятся согласно заключенным договорам.
В то же время Департамент налоговой политики считает, что губернатор города как представитель субъекта Российской Федерации (собственника имущества) вправе издавать распоряжения (или другие нормативные акты) об изменении условий заключения договоров аренды при аренде собственности субъекта Российской Федерации и арендатор в связи с этим обязан перезаключить договор аренды.
08.05.98 Руководитель Департамента
налоговой политики
А. И.ИВАНЕЕВ