1. Следует ли восстанавливать для целей налогообложения списанную дебиторскую задолженность, по которой срок исковой давности (3 года) истек, и на основании каких нормативных актов?

2. В случаях, когда предприятие считает реализацию по "отгрузке", а для целей налогообложения - по "оплате", следует ли при расчете налога на имущество с балансового счета 62 выделять фактическую себестоимость неоплаченных товаров, работ, услуг и на основании каких нормативных актов?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 мая 1998 г. N 04-02-04/3

Департамент налоговой политики совместно с Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности рассмотрел Ваш запрос и сообщает следующее.

1. В соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 (с учетом изменений и дополнений), дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, списывается в убыток.

При этом списываемая в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 1995 г. N 817 "О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)" на убытки просроченная дебиторская задолженность не уменьшает финансовый результат, учитываемый при налогообложении прибыли организации-кредитора, а также выручку от реализации продукции (работ, услуг), используемую для исчисления налога на пользователей автомобильных дорог и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

При регулировании сумм дебиторской и кредиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, следует руководствоваться Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (утверждено Приказом Минфина Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 170).

Что касается налога на добавленную стоимость, то согласно Письму Минфина России от 22 мая 1996 г. N 04-03-11 в случае определения для целей налогообложения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере ее оплаты сумма налога подлежит взносу в бюджет по товарам (работам, услугам), числящимся как не истребованная организацией-кредитором дебиторская задолженность, которая списывается на убытки организации-кредитора в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 2204 "Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 1995 г. N 817 в сроки, установленные для уплаты налога за тот отчетный период, в котором списывается дебиторская задолженность.

Суммы денежных средств, полученные организацией-кредитором в счет оплаты указанных товаров (работ, услуг) после уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость, повторно в оборот, облагаемый этим налогом, не включаются.

В случае, если у предприятия-кредитора имеются убедительные доказательства того, что оно приняло все меры, которые могут способствовать погашению дебиторской задолженности, то, по нашему мнению, при определении для целей налогообложения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере ее оплаты сумма налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), числящимся как истребованная организацией-кредитором дебиторская задолженность, которая списывается на убытки организации-кредитора по истечении срока исковой давности, составляющего 3 года, подлежит взносу в бюджет в том отчетном периоде, в котором списывается дебиторская задолженность.

В случае, когда истребованная дебиторская задолженность уже была списана по истечении срока исковой давности, налог на добавленную стоимость также подлежит уплате в бюджет в том отчетном периоде, в котором списана дебиторская задолженность.

2. Данные по реализации продукции (работ, услуг) организации отражают в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (утверждена Приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 г. N 56, с учетом изменений и дополнений) по кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" и дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". В этом случае отгруженные продукция, товары не являются собственностью поставщика.

В тех случаях, когда договором поставки продукции обусловлен отличный от общего порядка момент перехода права владения, пользования и распоряжения ею и риска ее случайной гибели от предприятия к покупателю, заказчику (например, при экспорте продукции), то задолженность учитывается на счете 45 "Товары отгруженные".

Готовые изделия и товары по мере их отгрузки или передачи для реализации на комиссионных и подобных началах учитываются на счете 45 в корреспонденции со счетами 40 "Готовая продукция", 41 "Товары" в соответствии с оформленными документами (накладными, приемо-сдаточными актами и др.).

По этой причине в п.1 Изменений и дополнений N 3 к Инструкции Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" предусмотрено для исчисления налога на имущество включать данные, числящиеся по счету 45 "Товары отгруженные", которые значатся на балансе организаций как запасы.

В соответствии с Письмом Госналогслужбы России от 27.10.97 N ВЗ-6-04/757, согласованным с Минфином России, расчеты с покупателями и заказчиками за отгруженную продукцию, учитываемые на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", не являются объектом обложения налогом на имущество предприятий.

Кроме того, следует учитывать, что организация, отражающая в бухгалтерском учете реализацию продукции (работ, услуг) по моменту отгрузки, а для целей налогообложения определяющая реализацию по моменту оплаты, не должна составлять два варианта баланса и отчета о прибылях и убытках.

В соответствии с нормативными документами бухгалтерская отчетность составляется из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности организации.

07.05.98 Заместитель руководителя

Департамента налоговой политики

А. И.САЛИНА