Работник был направлен в командировку из г. Москвы в г. Санкт-Петербург на четыре календарных дня - с 14 по 17 октября 2013 г. Поезд, которым работник возвращался из командировки, прибыл в г. Москву в 22.00 17 октября уже после окончания рабочего дня работника (18.00). Примерно в 23.00 на работника, направлявшегося домой, было совершено разбойное нападение и причинен тяжкий вред его здоровью. По данному факту было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 162 УК РФ. В течение трех месяцев работник был временно нетрудоспособен, что подтверждено листками нетрудоспособности. В соответствии с медицинским заключением учреждения медико-социальной экспертизы работнику определено 10% утраты профессиональной трудоспособности. Актом по форме Н-1 работодателем произошедший с работником несчастный случай признан несчастным случаем на производстве, аналогичное заключение дано и главным государственным инспектором труда. Правомерны ли действия работодателя по признанию случая, произошедшего с работником, страховым? Есть ли основания для того, чтобы указанный случай был квалифицирован органом ФСС РФ как не связанный с производством, то есть признан нестраховым?

Ответ: Случай, в результате которого работник частично утратил профессиональную трудоспособность по причине разбойного нападения, произошедшего вечером после прибытия из командировки, правомерно был признан работодателем страховым случаем.

Оснований для признания случая не связанным с производством, то есть нестраховым, и оспаривания акта работодателя нет, что подтверждается судебной практикой.

Обоснование: В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" несчастным случаем на производстве признается событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, отраженным в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", днем наступления страхового случая при повреждении здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (хронического или острого) является день, с которого установлен факт временной или стойкой утраты застрахованным профессиональной трудоспособности. Основным документом, подтверждающим факт повреждения здоровья и временную утрату профессиональной трудоспособности, является листок нетрудоспособности. Наступление стойкой утраты профессиональной трудоспособности устанавливается учреждениями медико-социальной экспертизы при представлении акта о несчастном случае на производстве по форме Н-1 (утв. Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73) или акта о профессиональном заболевании и оформляется в виде заключения.

В соответствии с п. 4 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749, днем выезда в командировку считается дата отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства от места постоянной работы командированного, а днем приезда из командировки - дата прибытия указанного транспортного средства в место постоянной работы. При отправлении транспортного средства до 24 часов включительно днем отъезда в командировку считаются текущие сутки, а с нуля часов и позднее - последующие сутки. В случае если станция, пристань или аэропорт находятся за чертой населенного пункта, учитывается время, необходимое для проезда до станции, пристани или аэропорта.

Вопрос о явке работника на работу в день выезда в командировку и в день приезда из командировки решается по договоренности с работодателем.

Фактический срок пребывания в месте командирования определяется по отметкам о дате приезда в место командирования и дате выезда из него, которые делаются в командировочном удостоверении и заверяются подписью полномочного должностного лица и печатью, которая используется в хозяйственной деятельности организации, в которую командирован работник, для засвидетельствования такой подписи.

Из вопроса следует, что служебная командировка работника завершается 17 октября 2013 г. Поезд, которым истец возвращался из командировки, прибыл в г. Москву в 22.00, то есть после окончания рабочего дня работника (18.00). Соответственно, сдать командировочное удостоверение и отчет о проделанной в командировке работе работник мог лишь на следующий рабочий день - 18 октября 2013 г.

Таким образом, время с 14 по 18 октября 2013 г. являлось для работника рабочим временем.

Разбойное нападение на работника было совершено около 23.00.

Город Москва является субъектом Российской Федерации, соответственно, игнорировать в данном случае время, необходимое для проезда от вокзала, станции, пристани или аэропорта до места работы, не представляется возможным, так как существенно ограничивает права работников (см. Апелляционное определение Московского городского суда от 26.12.2013 по делу N 11-40861).

Произошедший с работником несчастный случай признан несчастным случаем на производстве главным государственным инспектором труда и работодателем.

Согласно ст. 229.2 Трудового кодекса РФ несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с застрахованным или иным лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Право квалификации несчастного случая как несчастного случая на производстве или как несчастного случая, не связанного с производством, предоставлено комиссии, проводившей расследование.

На основании изложенного следует сделать вывод, что произошедший 17 октября 2013 г. с работником несчастный случай связан с производством и является страховым.

А. Б.Иванов

Общероссийское отраслевое

объединение работодателей

"Союз работодателей атомной

промышленности, энергетики и науки России"

30.05.2014