Если можно доказать, что продукцию (работы, услуги) нельзя было реализовать выше себестоимости, уменьшают ли убытки налогооблагаемую базу? Как правильно оформить и зафиксировать этот факт?

Ответ: В соответствии с п.2.5 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 10 августа 1995 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" по предприятиям, осуществляющим реализацию продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости.

Данным пунктом предусмотрен специальный порядок (только при реализации продукции), применяемый в отдельных случаях, являющихся исключением из общего правила:

- если предприятие не могло реализовать продукцию по ценам выше себестоимости из-за снижения ее качества или потребительских свойств (включая моральный износ) либо если сложившиеся рыночные цены на эту или аналогичную продукцию оказались ниже фактической себестоимости этой продукции, то для целей налогообложения применяется фактическая цена реализации продукции.

Согласно Методическим рекомендациям по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденным Минэкономики России от 06.12.95 N СИ-484/7-982, себестоимость рассчитывается в соответствии с Положением о составе затрат, а прибыль от реализации продукции (работ, услуг) и товаров определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и товаров по свободным отпускным ценам (тарифам) без налогов и сборов, не относящихся на себестоимость, и затратами на их производство и реализацию.

Таким образом, если предприятие может доказать, что не могло реализовать продукцию выше себестоимости, кроме случаев, когда предприятие в течение 30 дней до реализации продукции по ценам, не превышающим ее фактической себестоимости, реализовало (реализовывало) аналогичную продукцию по ценам выше ее фактической себестоимости, то убыток от реализации такой продукции уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Например, снижение качества и потребительских свойств может произойти в результате несчастного случая (пожар, прорыв водопровода, потеря качества продукции при транспортировке) при условии фиксации данных фактов.

Под рыночными ценами понимаются рыночные цены, сложившиеся в регионе на момент реализации товаров (работ, услуг) при совершении сделки (по данным органов статистики, бирж, предприятий, выпускающих аналогичную продукцию, могут также использоваться данные информационных агентств, других организаций, которые могут предоставить необходимую информацию). Под регионом следует понимать сферу обращения продукции в данной местности, которая определяется исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на ближайшей по отношению к покупателю территории. При этом под ближайшей территорией понимается конкретный населенный пункт или группа населенных пунктов, находящихся в пределах границ административно-территориальных, национально-государственных образований.

Под рыночной ценой в случае реализации продукции на экспорт следует понимать цены на аналогичную продукцию на соответствующих международных рынках с учетом условий поставки или средние цены на аналогичные товары по данным таможенной статистики.

А. А.Меньков

Советник налоговой службы

II ранга

17.04.1998