Произведение и определение

(Цветков Д.) ("ЭЖ-Юрист", 2013, N 28) Текст документа

ПРОИЗВЕДЕНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Д. ЦВЕТКОВ

Дмитрий Цветков, студент, Российская академия правосудия, г. Москва.

В соответствии со ст. 1225 ГК РФ произведения науки, литературы, искусства характеризуются как охраняемый законом результат интеллектуальной деятельности. Но дефиниция данного понятия законодательно не сформулирована. Думается, подобное определение смогло бы усовершенствовать правовое регулирование сферы авторского права - одного из наиболее быстро развивающихся и в то же время проблемных правовых институтов.

Собственность в каком смысле?

В первую очередь следует определить, что представляет собой интеллектуальная собственность. Результаты интеллектуальной деятельности (как и приравненные к ним средства индивидуализации) законодатель называет "интеллектуальной собственностью". В данном случае собственность выступает не как субъективное право субъекта, а лишь как объект отношений. Некоторые исследователи критически восприняли то, что законодатель использовал слово "собственность" в давно не употреблявшемся, но сохранившемся на бытовом уровне значении "имущество". В этом смысле неоправданным представляется и использование обыденного значения, и несоответствие категории собственности интеллектуальной категории собственности в общем смысле. Понимание термина "интеллектуальная собственность" как объектов прав, приведенное в ст. 128 ГК РФ, входит в противоречие с Конвенцией, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, в абз. viii ст. 2 которой под интеллектуальной собственностью понимаются именно права субъектов. То есть возникает коллизия международного права и внутригосударственного гражданского законодательства.

Без имени, без дефиниции

В отсутствие легальной дефиниции научная мысль определяет понятие "произведение" с учетом специфики создания объекта права интеллектуальной собственности. Стоит заметить, что В. Серебровский еще в 1956 году писал, что "закон, гарантируя охрану произведения, не указывает, однако, что следует понимать под произведением" <1>. -------------------------------- <1> Серебровский В. И. Вопросы советского авторского права. АН СССР, 1956.

Э. Гаврилов отмечает, что произведение есть "результат творческой деятельности автора, выраженный в объективной форме" <2>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах Э. П. Гаврилова включен в информационный банк согласно публикации - Экзамен, 2005 (4-е издание, переработанное и дополненное). ------------------------------------------------------------------ <2> Гаврилов Э. П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. М., 2006.

В теории наличествуют разные взгляды на творчество как критерий произведения. С одной стороны, признак творчества характеризует деятельность автора как интеллектуальный процесс, протекающий в сознании индивида и выраженный в труде, то есть в создании произведения, и в этом свете данный признак является основополагающим. С другой стороны, согласно точке зрения А. Сергеева "для авторского права важен не столько творческий характер деятельности, сколько аналогичный признак результата" <3>. Характерно, что это уточнение А. Сергеева является значительным по своему содержанию для дальнейшего использования произведений и правовой охраны авторов и иных правообладателей. -------------------------------- <3> Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2004.

Стоит обратить внимание на формулировку В. Ионаса, в соответствии с которой творчество есть продуктивное мышление, то есть "воспроизводство неготовых мыслей без применения правил логики" <4>. В практическом плане, а тем более в законодательном и правоприменительном аспектах, в современных экономических и правовых реалиях не представляется возможным использовать указанное определение. Однако данная дефиниция имеет значение в философском и методологическом аспектах рассмотрения такого объекта прав, как произведение. -------------------------------- <4> Ионас В. Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. М., 1963.

Наверное, стоит согласиться с тем, что произведение по сути своей является результатом интеллектуальной деятельности. А потому имеет смысл обобщить существенные признаки результата интеллектуальной деятельности как такового, которые выделяли многие авторы: нематериальную природу, объективную форму, коммерческую ценность, новизну, непотребляемость. Эти существенные признаки относятся и к произведению. При выявлении существенных признаков произведения стоит учитывать принцип дуализма интеллектуальной собственности. То есть произведение - это творческий результат изначально нематериальной природы, но имеющий объективную форму, без которой он не может являть собой объект права интеллектуальной собственности. Подводя итоги нашего мини-исследования, определение произведения представляется таким: произведение как объект права интеллектуальной собственности - это результат интеллектуальной деятельности автора, отличающийся творческим характером и новизной и выраженный в объективной форме. Не стоит забывать, что переход к информационному обществу, технологическое развитие и новые экономические условия приведут к постановке все новых и новых вопросов права интеллектуальной собственности и многие положения науки и законодательства будут уточнены и пересмотрены.

Название документа