Просим дать разъяснения о порядке исчисления налога с дохода по облигациям государственного сберегательного займа (ОГСЗ)

1. В соответствии с п.3.4 Порядка отражения в бухучете операций с ценными бумагами, утвержденного Приказом от 15.01.97 N 2, по государственным ценным бумагам разрешается разницу между суммой фактических затрат на их приобретение и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно (ежемесячно) относить на финансовые результаты организации. Действительно данные расходы следует относить на финансовые результаты организации в целом или же данные расходы следует относить на уменьшение налогооблагаемого дохода по конкретным облигациям?

2. Многие предприятия приобретенные ОГСЗ сдают на хранение в банки. За счет какого источника следует возмещать оплату услуг банков по хранению облигаций? Следует ли относить данные расходы на уменьшение облагаемого дохода по ОГСЗ?

3. В соответствии с п.3.2 Порядка отражения в бухучете операций с ценными бумагами фактические затраты на приобретение ценных бумаг включают в себя суммы, уплаченные за информационные, посреднические, консультационные услуги и т. п. За счет какого источника возмещается НДС, включенный в суммы, уплаченные по вышеуказанным услугам?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 марта 1998 г. N 04-07-06

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо с просьбой разъяснить порядок исчисления налога с дохода по облигациям государственного сберегательного займа и сообщает следующее.

1. Положения Приказа Минфина России от 15.01.97 N 2 отражают операции с ценными бумагами применительно к нормам бухгалтерского учета и не регламентируют вопросы налогообложения доходов от операций с ценными бумагами. Вопросы налогообложения операций с ценными бумагами регулируются нормами Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и другими нормативно-правовыми актами по налоговому законодательству.

Так, в соответствии с Письмом Центрального банка Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 04.02.97 N 408, 10, ВЕ-6-05/103 "О порядке применения статей 2, 9 и 10 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при совершении операций с государственными ценными бумагами" доходы в виде процентов, полученные по государственным ценным бумагам Российской Федерации, не подлежат обложению налогом на прибыль и облагаются налогом на доходы по ставке 15 процентов.

При расчете налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль валовая прибыль уменьшается на доходы, полученные в виде части суммы накопленного купонного дохода (процента к номинальной стоимости облигаций соответствующего вида), рассчитываемого как разница между накопленным купонным доходом, полученным при продаже облигаций (либо погашении купона), и накопленным купонным доходом, уплаченным при его приобретении по облигациям государственного сберегательного займа Российской Федерации (ОГСЗ). При этом сумма накопленного купонного дохода (процента к номинальной стоимости облигаций соответствующего вида), подлежащего вычету из валовой прибыли, должна соответствовать размеру дохода, рассчитываемого исходя из заявленного эмитентом дохода (процента, купона) по данному виду облигаций и времени фактического нахождения ценной бумаги на балансе владельца (продавца).

Причем доходы, полученные по государственным ценным бумагам Российской Федерации, эмитированным до вступления в силу Федерального закона от 10 января 1997 г. N 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", не подлежат обложению налогом.

При этом данная льгота распространяется на суммы купонных доходов по облигациям государственного сберегательного займа Российской Федерации (ОГСЗ), выпущенным до вступления в действие вышеуказанного Закона.

Выпуск ценных бумаг, прошедший государственную регистрацию в Министерстве финансов Российской Федерации до 21 января 1997 г., размещение которых среди инвесторов в соответствии с зарегистрированными условиями выпуска должно быть начато после указанной даты, подлежит налогообложению в соответствии с нормами Федерального закона от 10 января 1997 г. N 13-ФЗ.

2. Действующим налоговым законодательством и Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552, не предусмотрено отнесение расходов по хранению ценных бумаг на счетах "депо" в банках на себестоимость продукции (работ, услуг) при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на доходы от операций с ценными бумагами.

3. В соответствии с Приказом Минфина России от 15.01.97 N 2 "О порядке отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами" вложения средств организациями в виде инвестиций в ценные бумаги в бухгалтерском учете отражаются как финансовые вложения, которые принимаются к бухгалтерскому учету в сумме фактических затрат для инвестора по счетам 58 "Краткосрочные финансовые вложения" или 06 "Долгосрочные финансовые вложения". При этом фактическими затратами на приобретение ценных бумаг могут быть: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу; суммы, уплачиваемые специализированным организациям и иным лицам за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ценных бумаг; вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, с участием которых приобретены ценные бумаги; расходы по уплате процентов по заемным средствам, используемым на приобретение ценных бумаг до принятия их к бухгалтерскому учету; иные расходы, непосредственно связанные с приобретением ценных бумаг.

В связи с изложенным налог на добавленную стоимость, уплаченный инвесторами посредникам (комиссионерам) при приобретении ценных бумаг от своего имени и за свой счет, к зачету (возмещению) не принимается, а в составе фактических затрат на приобретение ценных бумаг относится на счета 58 "Краткосрочные финансовые вложения" или 06 "Долгосрочные финансовые вложения".

27.03.98 Заместитель руководителя

Департамента налоговой политики

А. И.КОСОЛАПОВ