Исковые полномочия налоговых органов

(Цыганков В. В.) ("Юрист", 2007, N 7) Текст документа

ИСКОВЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

В. В. ЦЫГАНКОВ

Объем исковых прав налоговых органов определен п. 16 ст. 31 Налогового кодекса РФ и п. 11 ст. 7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации". Подобная двойственность правового регулирования исковых отношений стала причиной возникновения своеобразной проблемы, связанной с определением полномочий налоговых органов при предъявлении ими исковых заявлений в судебные инстанции. Перечень видов исков, с которыми налоговый орган вправе обратиться в арбитражный суд и суд общей юрисдикции, предусмотрен подп. 16 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации и может быть дополнен только указанным Кодексом. Налоговый кодекс Российской Федерации не предоставляет фискальным органам полномочий заявлять в суд иски о признании сделок недействительными. В силу п. 16 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах; о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации; о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите; о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий). Однако п. 11 ст. 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы наделены правом предъявлять в суд иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам. На практике, обосновывая свое решение вышеуказанными обстоятельствами, ряд судебных арбитражных инстанций отказывались принимать поданные на основании п. 11 ст. 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" иски налоговых органов о признании сделок недействительными. Так, Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Псковской области обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском о признании недействительной сделки - контракта, заключенного между ЗАО "НафтаПсков" и фирмой "Patrex LLC". Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано. Постановлением апелляционной инстанции решение суда отменено и производство по делу прекращено. УМНС обратилось с жалобой в суд кассационной инстанции с просьбой отменить постановление апелляционной инстанции. По мнению подателя жалобы, вывод апелляционной инстанции об отсутствии у налоговых органов полномочий по предъявлению исков о признании сделок недействительными противоречит Закону Российской Федерации от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", статьям 160, 162 Гражданского кодекса Российской Федерации. Суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы. Прекращая производство по делу, суд исходил из отсутствия у налоговых органов полномочий по предъявлению в суд исков о признании сделок недействительными, и кассационная инстанция посчитала такой вывод суда обоснованным. Перечень видов исков, с которыми налоговый орган вправе обратиться в арбитражный суд, приведен в подп. 16 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации и может быть дополнен только указанным Кодексом. Налоговый кодекс не предоставляет налоговым органам полномочий заявлять в суд иски о признании сделок недействительными. Изложенный вывод подтверждается и тем, что в первоначальной редакции ст. 31 Налогового кодекса предусматривалось право налоговых органов обращаться в суд с исками о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства приобретенного по таким сделкам имущества в случаях, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации. Однако указанная норма исключена из ст. 31 Налогового кодекса Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ. При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции признал, что положения ст. 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", предоставлявшие налоговым органам полномочия по предъявлению исков о признании сделок недействительными для целей налогообложения, утратили силу. Таким образом, кассационной инстанцией было установлено, что у УМНС отсутствует право на обращение в суд с иском о признании недействительной сделки, а суд апелляционной инстанции обоснованно прекратил производство по делу на основании ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде <1>. -------------------------------- <1> См.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 апреля 2003 г. N А52/2525/2002/1. Вывод об отсутствии у налоговых органов полномочий заявлять в суды иски о признании сделок недействительными поддержали арбитражные суды: ФАС Центрального округа (Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 марта 2005 г. Дело N А64-4530/04-14); ФАС Северо-Западного округа (Постановления ФАС СЗО N А56-25714/02 от 29.04.2003, N А56-27718/02 от 12.03.2003); ФАС Поволжского округа (Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 августа 2004 г. Дело N А55-4701/03-8), а также ФАС Западно-Сибирского округа (Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 ноября 2004 г. Дело N Ф04-8342/2004(6646-А02-13)).

Изложенная позиция суда кассационной инстанции не бесспорна. Компетенция налоговых органов определена Законом "О налоговых органах Российской Федерации": налоговым органам предоставлено право предъявлять в суд и арбитражный суд иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам (абзац третий п. 11 ст. 7 Закона). Названный Закон не признан утратившим силу в связи с вступлением в действие Налогового кодекса Российской Федерации и является действующим, о чем свидетельствуют многочисленные изменения его редакции в период с 1999 по 2006 г. Закон закрепляет общие полномочия налоговых органов, необходимые для выполнения возложенных на них различных контрольных функций, в том числе в сфере налоговых правоотношений при осуществлении контроля за полнотой и правильностью исчисления и уплаты налогов. Отсутствие аналогичной нормы в части первой Налогового кодекса Российской Федерации не лишает налоговые органы прав, предоставленных упомянутым Законом, регламентирующим их деятельность как государственных органов. При этом необходимо учитывать, что полномочия налоговых органов в сфере признания сделок недействительными должны реализовываться постольку, поскольку это необходимо для выполнения возложенных на них задач. Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Томску обратилась в Арбитражный суд Томской области с иском о признании недействительным соглашения о производстве продукции, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "КФ "Красная звезда" и ООО "Сервис групп 21 век", и взыскании всего полученного по сделке на основании ст. 169 Гражданского кодекса Российской Федерации. Определением Арбитражного суда Томской области производство по делу прекращено по п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием у налоговых органов полномочий на предъявление исков о признании сделок недействительными. В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу судебного акта не проверялись. В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, обжаловала судебный акт. Кассационная инстанция, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, посчитала, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению. Перечень видов исков, с которыми налоговый орган вправе обратиться в арбитражный суд, предусмотрен подп. 16 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации. Однако п. 11 ст. 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы наделены правом предъявлять в суд иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам. Оспариваемые сделки могут затронуть публичные интересы. Закон о налоговых органах в части предоставления налоговым органам полномочий на предъявление исков о признании сделок недействительными не признан утратившим силу. В целях защиты государственных и публичных интересов государственные органы в лице инспекций по налогам и сборам, руководствуясь п. 11 ст. 7 Закона о налоговых органах, вправе обращаться в суд с требованиями о признании сделок недействительными <2>. -------------------------------- <2> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 апреля 2005 г. Дело N Ф04-1950/2005(10212-А67-30).

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановлением N 2748/05 окончательно определил исковые полномочия налоговых органов при предъявлении ими в суд и арбитражный суд исков о признании сделок недействительными, указав, что выводы судебных инстанций об утрате налоговыми органами права на обращение в арбитражный суд с исками о признании сделок недействительными необоснованны и налоговые органы вправе в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов предъявлять в суды иски о признании сделок недействительными и взыскивать в доход государства все полученное по таким сделкам <3>. -------------------------------- <3> См.: Постановление ВАС от 7 июня 2005 г. N 2748/05.

------------------------------------------------------------------

Название документа