В соответствии с п. 1 ст. 94 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки может быть произведена выемка документов. Между тем названной нормой не оговорены сроки проведения подобного мероприятия. Вправе ли налоговый орган проводить выемку документов после завершения налоговой проверки?

Ответ: По мнению ФНС России (Письмо от 23.05.2013 N АС-4-2/9355), налоговая инспекция обладает правом на изъятие подлинников этих документов после завершения налоговой проверки. При этом налоговики должны соблюсти порядок проведения подобного мероприятия, а основанием для изъятия документов должны являться случаи, перечисленные в п. п. 4 и 8 ст. 94 Налогового кодекса РФ.

Обоснование: Согласно п. 14 ст. 89 НК РФ при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.

Основанием для выемки документов и предметов является мотивированное постановление должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку (п. 1 ст. 94 НК РФ).

Пунктом 4 ст. 93 НК РФ установлено, что отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

При этом в НК РФ не предусмотрено конкретного срока для изъятия документов.

Так, например, в ряде судебных актов признана обоснованной выемка документов при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в целях необходимости проведения почерковедческой экспертизы (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 02.09.2011 N А63-8481/2010, от 27.01.2012 N А53-27001/2010, ФАС Московского округа от 08.02.2011 N КА-А40/17940-10-2, ФАС Северо-Западного округа от 18.05.2010 N А56-33713/2009). В частности, в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 13.05.2010 N Ф03-2402/2010 указано на то, что при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля налоговыми органами могут быть реализованы полномочия, предоставленные им в том числе ст. 94 НК РФ.

По мнению Президиума ВАС РФ (Постановление от 10.04.2012 N 16282/11), в ситуации, когда налогоплательщик представляет истребованные документы с нарушением установленных сроков после составления справки по результатам проведенной выездной налоговой проверки, налоговый орган вправе изъять подлинники этих документов после завершения налоговой проверки.

Таким образом, анализ налоговых норм и судебных решений позволяет сделать вывод о том, что по общему правилу выемка документов производится только в рамках выездной налоговой проверки. Между тем проведение подобного мероприятия за рамками выездной проверки, например, при назначении дополнительных мероприятий или если организация отказалась представить данные документы по ранее предъявленному требованию налогового органа, не является нарушением налогового законодательства. Но, если арбитры при рассмотрении конкретного спора выявят нарушения при проведении самой процедуры проведения выемки документов, доначисления, произведенные инспекторами на основании таких документов, по формальному признаку могут быть признаны недействительными (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 29.03.2010 N Ф09-1824/10-С2).

О. П.Гришина

Консалтинговая группа "Аюдар"

12.07.2013