Налоговой инспекцией наложен административный арест на оборудование и другое имущество центра реабилитации слепых. В данной ситуации, когда парализован учебный процесс по отдельным профессиям, центр стоит на грани закрытия. С 1997 г. и по настоящее время финансирование на содержание центра производится из бюджета согласно смете, утвержденной Министерством финансов с учетом того, что центр по реабилитации слепых налогообложению не подлежит
ГНИ необоснованно облагает центр налогами, ссылаясь на организацию при центре подсобного хозяйства, занимающегося якобы коммерческим видом деятельности, который в действительности является учебной базой реабилитации слепых по сельскому хозяйству, главной задачей которого является обучение сельскохозяйственным профессиям.
Возможно ли освобождение центра от уплаты налога на имущество, земельного налога, платы за загрязнение окружающей среды, налогов в дорожные фонды, транспортного налога?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 марта 1998 г. N 04-05-11/26
Департамент налоговой политики на Ваш запрос сообщает.
1. По налогу на имущество предприятий.
Пунктом "б" ст.4 Закона Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (с изменениями и дополнениями) установлено, что данным налогом не облагается имущество предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Если данная выручка составляет менее 70 процентов общей суммы выручки, то данное предприятие имеет право на частичную льготу, установленную пп."в" ст.5 указанного Закона.
При этом следует иметь в виду, что к сельскохозяйственной продукции относится продукция, включенная в Общероссийский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции ОК-005, принятый Постановлением Госстандарта России от 30.12.93 N 301.
Согласно п."и" ст.4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" данным налогом не облагается имущество общественных организаций инвалидов, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников.
Для получения названной льготы указанное ограничение (не менее 50 процентов) должно быть соблюдено как предприятиями и организациями, так и общественными организациями инвалидов.
При этом следует иметь в виду, что под общим числом работников понимается среднесписочная численность предприятия, учреждения и организации, в которую включаются работники, состоящие в штате, а также совместители (без внутренних) и работники, выполняющие работу по договору подряда и другим договорам гражданско-правового характера.
2. По земельному налогу.
Статья 12 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями) содержит исчерпывающий перечень юридических и физических лиц, освобожденных от уплаты налога.
Значительное количество научно-исследовательских учреждений министерств и ведомств согласно п.11 указанной статьи Закона было освобождено от уплаты земельного налога по перечням, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В данной статье Закона, а также в указанном выше перечне центр реабилитации слепых не значится. В связи с этим данное предприятие является плательщиком земельного налога за все закрепленные за ним участки.
При этом сообщаем, что согласно ст. ст.13 и 14 указанного выше Закона органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право предоставлять данному предприятию льготу по уплате земельного налога вплоть до полного освобождения от него.
3. По экологическим налогам.
Законом Российской Федерации от 19.12.91 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" установлено, что в доход федерального бюджета Российской Федерации направляются предприятиями, учреждениями и организациями 10 процентов отчислений от платы за загрязнение окружающей природной среды.
Указанным Законом, а также разработанным на его основании "Порядком направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей среды в доход федерального бюджета Российской Федерации", утвержденным Минприроды России, Минфином России и Госналогслужбой России 03.03.93 NN 04-15/61-638; 19; ВГ-6-02/10, не предусмотрено каких-либо льгот предприятиям, учреждениям и организациям при внесении этой части платежей в федеральный бюджет.
Что касается внесения платежей в экологические фонды, то в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" администрации субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами Госкомэкологии России и Госсанэпиднадзора России вправе освобождать от этой части платежей за загрязнение окружающей природной среды отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из бюджета.
4. В соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) налог на пользователей автомобильных дорог уплачивается от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
Образовательным учреждениям льгот по уплате налога на пользователей автомобильных дорог не установлено.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56 (с последующими изменениями и дополнениями), доходы от оказания платных услуг, в т. ч. от оказания образовательных услуг образовательными учреждениями, отражаются на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".
В этом случае согласно Письму Минфина России и Госналогслужбы России от 28.10.92 NN 100, ВГ-6-01/385 и Приказу Минфина России от 12.11.96 N 97 в состав представляемой образовательным учреждением в налоговые органы бухгалтерской отчетности входит форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках" приложения к бухгалтерскому балансу, где по строке 010 приводятся данные о выручке (нетто) от реализации товаров, продукции (работ, услуг), учитываемые на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".
Таким образом, у образовательных учреждений выручка, полученная от реализации продукции, работ, услуг, в т. ч. образовательных, включается в объект обложения налогом на пользователей автомобильных дорог.
5. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" транспортный налог уплачивали предприятия, учреждения и организации (кроме бюджетных) в размере 1 процента от фонда оплаты труда.
К бюджетной относится организация, созданная государственными органами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера, финансируемая из соответствующего бюджета полностью или частично, ведущая бухгалтерский учет по плану счетов для бюджетных организаций в соответствии с Инструкцией Минфина России от 03.11.93 N 122 и составляющая отчетность согласно Письму Минфина России от 15.02.93 N 12 с учетом изменений и дополнений к нему.
Кроме того, отнесение организаций к бюджетным определяется их Уставом, учредительными документами, а также соответствующим финансовым органом.
Вместе с тем сообщаем, что Указом Президента Российской Федерации от 15.11.97 N 1233 "О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации" с 15.11.97 транспортный налог отменен. Письмом Госналогслужбы России по согласованию с Минфином России от 18.12.97 N СШ-6-07/882 доведен порядок уплаты транспортного налога за ноябрь 1997 г. и порядок уплаты задолженности и штрафных санкций по данному налогу.
05.03.98 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А. И.САЛИНА