В настоящее время сложилась практика, когда предприятия, имеющие в своем составе филиалы, осуществляющие свою деятельность не по месту регистрации, перечисляют налоги и сборы по месту регистрации и нахождения юридических лиц

Подлежащие уплате в бюджеты разных уровней налоговые платежи переводятся в регионы, где искусственно создаются зоны льготного налогообложения. В этих организациях не ведется контроль за уплатой налогов и сборов, что отрицательно сказывается на формировании доходной части бюджетов городов, где функционируют такие филиалы.

Возможно ли внесение изменений и дополнений в Гражданский кодекс РФ, в проект Налогового кодекса РФ, в которых в законодательном порядке устанавливалась бы обязанность представительств, филиалов и других обособленных подразделений уплачивать отдельные виды налогов и сборов по месту их деятельности, а не регистрации и нахождения юридического лица?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 февраля 1998 г. N 04-01-02

Минфин России рассмотрел Ваше письмо, поступившее из Правительства Российской Федерации, по вопросу о порядке налогообложения филиалов организаций и сообщает следующее.

В тех случаях, когда предприятия зарегистрированы в зонах экономического благоприятствования, а свою финансово-хозяйственную деятельность осуществляют вне этих территорий, по месту осуществления данной деятельности такие предприятия должны в соответствии со ст.55 Гражданского кодекса Российской Федерации создавать филиалы или представительства, которые должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. При этом по ряду налогов уплата их в части, относящейся к деятельности филиалов, должна производиться в бюджеты по месту нахождения таких подразделений.

В настоящее время порядок, в соответствии с которым филиалы уплачивают налоги по месту осуществления своей хозяйственной деятельности, действует в отношении налога на прибыль предприятий и организаций.

Согласно принятым Федеральному закону от 31.12.97 N 159-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (п.5 ст.1) и Федеральному закону от 08.01.98 N 1-ФЗ "О внесении дополнения в статью 7 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" такой порядок уже действует в отношении порядка уплаты филиалами этих налогов, что не позволяет предприятиям и организациям, зарегистрированным в зонах специального режима, полностью уходить из-под налогообложения.

Следует также отметить, что большинство проблем, возникающих в настоящее время в связи с установлением в ряде регионов Российской Федерации специальных налоговых режимов в целях привлечения инвестиций, будут разрешены с принятием Федерального закона "О свободных экономических зонах", который в настоящее время принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что Закон Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п.1 ст.44) устанавливает, что решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм.

Учитывая, что решения о введении на подведомственной им территории местных налогов и сборов принимают органы местного самоуправления, они вправе определять плательщиками этих налогов и сборов предприятия и организации, осуществляющие ту или иную деятельность на данной территории. При этом на учете в налоговом органе по месту нахождения филиала должно стоять юридическое лицо, его создавшее, на которое налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать налоги.

Порядок постановки на учет таких подразделений предприятий доведен до налоговых органов Письмом Госналогслужбы России от 03.07.95 N ВП-4-12/31н "О порядке постановки на учет в налоговых органах филиалов и приравненных к ним подразделений предприятий и организаций".

При распределении платежей предприятий по месту нахождения филиалов и приравненных к ним подразделений по местным налогам и сборам допускается использование Методических указаний по применению Постановления Правительства Российской федерации от 01.07.95 N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета", доведенных до налоговых органов Письмом Госналогслужбы России от 04.08.95 N НП-4-01/46н, однако это положение должно найти отражение в решении органа власти при введении местных налогов и сборов.

В целях устранения двойного налогообложения юридические лица исключают из исчисленной суммы налога суммы налогов, уплаченные за структурные подразделения.

11.02.98 Заместитель Министра финансов

Российской Федерации

М. А.МОТОРИН