15 лет созданию арбитражных судов Российской Федерации (становление и развитие Гражданского кодекса РФ)

(Фоков А. П.)

("Российский судья", 2007, N 8)

Текст документа

15 ЛЕТ СОЗДАНИЮ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РФ)

А. П. ФОКОВ

Фоков А. П., главный редактор журнала "Российский судья".

Совсем недавно на совещании председателей арбитражных судов России Председатель Высшего Арбитражного Суда России А. Иванов озвучил новую Концепцию создания Федеральной административной службы (Российская газета. 2007. 24 апреля).

Новое ведомство должно рассматривать административные споры граждан к государственным структурам.

Новый орган - это среднее звено между судом и исполнительной властью, который будет выполнять контрольные функции независимо от прочих.

Самое главное, по замыслу Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, - данный орган будет назначать административные наказания, не являясь при этом карательным органом и не отнимая функции судебного органа, т. е. предлагается своеобразное альтернативное разрешение спора.

В то же время руководитель Высшего Арбитражного Суда РФ выступает инициатором создания системы частных судебных органов.

Думается, что предложения не лишены некоего здравого смысла, так как ранее данную идею поддерживали Ю. Чайка (недавний министр юстиции РФ) и Министерство экономического развития и торговли, которые создали рабочую группу по подготовке соответствующего эксперимента.

Тем не менее на сегодняшний день эти ведомства не выдвигают никаких официальных документов по данной проблематике.

Как показали последующие события, более яркими и впечатляющими стали результаты двухдневной научно-практической конференции "Гражданский кодекс в действии", посвященной 15-летию образования арбитражных судов РФ и 15-летию создания Исследовательского центра частного права при Президенте РФ.

По данным социологического опроса, более половины россиян не доверяют отечественной Фемиде или относятся к ней негативно. Эту новость озвучил первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ В. И. Радченко (Российская газета. 2007. 26 апреля).

С его слов, этот соцопрос был проведен по инициативе Верховного Суда РФ, и из него выяснилось, что 22% россиян убеждены в коррумпированности судов, 42% считают, что судьи берут взятки, и только лишь 13% верят в неподкупность служителей Фемиды. Среди тех, кто считает, что без взятки в суде делать нечего, 4% основываются на собственном опыте, а 75% верят тому, что о коррупции в судах говорят или пишут.

Данные соцопроса показали, что только информированность населения о работе судей может развеять стойкие убеждения граждан о коррумпированности судей.

В. И. Радченко сообщил, что еще осенью 2006 года Верховный Суд РФ внес в Госдуму законопроект "Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции".

Речь идет не только о свободном доступе на заседания и беспрепятственной возможности ознакомиться с судебными актами. Верховный Суд РФ намеревается рассекретить данные на судей. В частности, сделать более открытыми сведения биографического и профессионального характера.

Смеем утверждать, что подобные предложения вызвали острую полемику и были поддержаны далеко не всеми представителями судебной власти.

Высший Арбитражный Суд РФ, наоборот, старается максимально использовать электронную информацию, чтобы обеспечить открытость, доступность и непогрешимость арбитражных судей.

Так, в планах ВАС РФ - создание электронного правосудия, когда судиться можно будет не только через Интернет, но и используя примирительные процедуры (Российская газета. 2007. 25 апреля).

По словам Председателя ВАС РФ А. Иванова, уже подготовлен проект поправок в Арбитражный процессуальный кодекс РФ, которые дают право представлять в суд электронные документы, предлагается скреплять файлы цифровой подписью. Кроме того, поправки предусматривают возможность проведения части судебных заседаний по телевидению - в режиме видеоконференций.

Более того, как уверяет Председатель ВАС РФ А. Иванов, завершена работа по созданию уникальной информационной базы "Банк решений арбитражных судов", где будут накапливаться все решения арбитражных судов всех уровней, что действительно позволит резко уменьшить возможности для принятия неправосудных решений.

Руководитель ВАС РФ А. Иванов выразил обеспокоенность проблемой низкой исполняемости решений арбитражных судов, т. к., по его сведениям, исполняется всего лишь 1/3 от всего числа принятых решений.

С нашей стороны полагаем, что глава Федеральной службы судебных приставов Н. Винниченко, не опровергая доводы руководителя ВАС РФ А. Иванова, согласился с тем, что его "ведомство совершает определенные поступательные движения" в сторону развития и совершенствования процесса исполнительного производства. Кроме того, приставы надеются подключиться к системе электронного правосудия, развиваемой арбитражными судами.

Полагаем, что наиболее интересные доклады на научно-практической конференции, посвященной 15-летию образования арбитражных судов, прозвучали в течение двух пленарных заседаний. Обращаем внимание читателей на то обстоятельство, что в большей части доклады будут опубликованы в журналах издательской группы "Юрист" и авторы могут присоединиться к их обсуждению.

На конференции первый заместитель Председателя Правительства РФ Д. Медведев выступил с докладом "Гражданский кодекс России, его роль в развитии рыночной экономики и становлении правового государства" (Российская газета. 2007. 26 апреля).

Очень коротко рассказав об истории принятия и внесения поправок в современный Гражданский кодекс РФ, первый вице-премьер очень подробно остановился на его достоинствах и недостатках.

"Своеобразная экономическая конституция страны" - так обозначил вице-премьер Д. Медведев действующий Гражданский кодекс РФ. Более того, говоря о качестве правовых норм и институтов регулирования гражданских правоотношений в России, "по качеству" сопоставил Гражданский кодекс РФ со швейцарским и германским законодательством.

В то же время, по его мнению, "настало время проанализировать самые разные позиции Гражданского кодекса РФ: нет "ясности, полноты и совершенства законодательства о налогах", которое "не состыковано с ипотечным регулированием". Первый вице-премьер напомнил, что Закон об ипотеке принят еще в 1998 году, "однако в полной мере до сих пор не работает". По его словам, от того, насколько законодательство о залогах (например, о залоге земли под кредиты для строительства жилья) будет "прозрачно и подготовлено к нормальной правовой практике, зависит жизненно важный процесс для нашей страны - процесс ипотечного кредитования".

Заметим, что, несмотря на несовершенство законодательства, ипотека в нашей стране стала бурно развиваться. В прошлом году рынок ипотеки достиг 260 млрд. рублей. Это в два раза больше, чем в 2005 году. Довольно активный рост ипотечного кредитования стал возможен благодаря появлению национального проекта "Доступное жилье".

Д. Медведев считает целесообразным проанализировать действующее законодательство о юридических лицах, а также о коммерческих организациях (деление их на закрытые и открытые), сосуществовании акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

Действительно, такого сосуществования нет ни в одной стране, т. к. в определенных пределах такие общества могут заниматься "деятельностью, приносящей доход, если существуют условия, при которых такая деятельность допускается".

Следует согласиться с вице-премьером Д. Медведевым в отношении некоторого дисбаланса по поводу сложившейся в нашей стране практики внесения поправок в Гражданский кодекс РФ. Ведомства, парламентарии при подготовке тех или иных изменений в законодательство обращаются с заказами к различным юридическим организациям, которые порой выдают сырой материал. Отсюда недоброкачественное законодательство, отсутствие жесткого контроля за качеством поправок в законодательство. По его словам, "имеют место случаи, когда те или иные структуры пытаются провести поправки в Гражданский кодекс, исходя из собственных интересов". "Очень часто законопроекты, - добавил Д. Медведев, - готовятся за немалые деньги непонятными людьми и небольшими структурами".

Кроме того, как рассказал первый вице-премьер, проекты законов зачастую рассылаются в министерства и ведомства в срочном порядке, в результате чего законодатели принимают сырые документы либо выбрасывают их в корзину.

Первый вице-премьер выступил за унификацию гражданского законодательства во всех государствах постсоветского пространства: "Страны постсоветского пространства генетически близки друг другу. Требуется специальный межгосударственный механизм для унификации законодательства, без чего невозможно движение вперед к интеграции".

Д. Медведев напомнил, что с середины 90-х годов прошлого века были приняты гражданские кодексы восьми государств бывшего Советского Союза, включая Россию и Украину. По его мнению, "единообразие гражданских кодексов - уникальное явление унификации частного права".

Советник Президента РФ В. Ф. Яковлев выступил с докладом о проблемах, связанных с защитой частных интересов и интересов государства в Гражданском кодексе, и практике его применения.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ А. Иванов выступил с докладом, который озвучил таким образом: "Права на землю и иное недвижимое имущество - основа стабильности гражданского оборота".

Сама по себе тема очень важна для миллионов российских и иностранных граждан, т. к. затрагивает такой важный принцип государства, как равенство всех видов собственности и их равная защита государством.

Название документа