Является ли нарушение правил ведения реестра требований кредиторов основанием для отстранения конкурсного управляющего от его обязанностей?
Ответ: Нарушение правил ведения реестра требований кредиторов может являться основанием для отстранения арбитражного управляющего. Однако если данные нарушения являются техническими и исправимыми, неточности ведения реестра не меняют его существа в информативном порядке и реестр требований кредиторов должника содержит необходимую информацию, имеющую существенное значение для лиц, участвующих в деле о банкротстве должника, то основания для отстранения конкурсного управляющего отсутствуют.
Обоснование: Согласно ст. 145 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) конкурсный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей конкурсного управляющего на основании ходатайства собрания кредиторов (комитета кредиторов) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на конкурсного управляющего обязанностей; в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника либо его кредиторов; в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица конкурсным управляющим, а также в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица конкурсным управляющим.
В соответствии со ст. 129 Закона N 127-ФЗ к обязанностям конкурсного управляющего относится, в частности, ведение реестра требований кредиторов, если иное не предусмотрено Законом N 127-ФЗ.
Для целей единообразного оформления ведения реестров требований были изданы Общие правила ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 09.07.2004 N 345 (далее - Общие правила), и Методические рекомендации по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2004 N 234. Реестр требований кредиторов исполняется по типовой форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2004 N 233.
Общие правила устанавливают, что реестр требований кредиторов (далее - реестр) представляет собой единую систему записей о кредиторах, содержащих следующие сведения: фамилию, имя, отчество, паспортные данные - для физического лица; наименование, место нахождения - для юридического лица; банковские реквизиты (при их наличии); размер требований кредиторов к должнику; очередность удовлетворения каждого требования кредиторов; дату внесения каждого требования кредиторов в реестр; основания возникновения требований кредиторов; информацию о погашении требований кредиторов, в том числе о сумме погашения; процентное отношение погашенной суммы к общей сумме требований кредиторов данной очереди; дату погашения каждого требования кредиторов; основания и дату исключения каждого требования кредиторов из реестра. Управляющий ведет реестр на русском языке, используя бумажный и электронный носители. При несоответствии между записями на бумажном и электронном носителях приоритет имеют записи на бумажном носителе. В реестре размер требований кредиторов указывается в валюте Российской Федерации. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр. Реестр состоит из первого, второго и третьего разделов, содержащих сведения о требованиях кредиторов соответственно первой, второй и третьей очереди.
В судебной практике, как правило, встречаются дела, предметом рассмотрения которых, помимо основных требований, в том числе является нарушение порядка ведения реестра требований, однако существует практика, касающаяся только порядка ведения данного реестра.
Из Постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2011 N А54-5334/2008 следует, что если нарушения по ведению реестра требований кредиторов являются несущественными, носят технический устранимый характер; неточности ведения реестра не меняют его существа в информативном порядке и реестр требований кредиторов должника содержит необходимую информацию, имеющую существенное значение для лиц, участвующих в деле о банкротстве должника, то основания для отстранения конкурсного управляющего отсутствуют.
Анализируя нормы права и судебную практику, можно сделать вывод о том, что в случае если нарушения правил ведения реестра требований несущественны и носят технический и исправимый характер, то они вряд ли могут послужить основанием для отстранения конкурсного управляющего.
Однако, как правило, нарушения ведения реестра кредиторов рассматриваются в совокупности с другими основаниями. Например, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 01.09.2004 N Ф04-6137/2004(А27-4175-21) указано, что управляющим надлежащим образом не сформирована конкурсная масса для расчетов с кредиторами, а также имеются нарушения в ведении реестра требований кредиторов, не соблюдена периодичность представления отчетов о текущей деятельности, не проведены мероприятия по увольнению наемных работников. При указанных обстоятельствах суд принял решение об отстранении управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей.
Таким образом, нарушение правил ведения реестра требований кредиторов может являться основанием для отстранения арбитражного управляющего. Однако если данные нарушения являются техническими и исправимыми, неточности ведения реестра не меняют его существа в информативном порядке и реестр требований кредиторов должника содержит необходимую информацию, имеющую существенное значение для лиц, участвующих в деле о банкротстве должника, то основания для отстранения конкурсного управляющего отсутствуют.
А. В.Зернаева
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
11.07.2013