При проверке российского предприятия налоговая инспекция установила факт перечисления денежных средств иностранному юридическому лицу за оказанные им услуги по наладке и пуску в эксплуатацию технологической линии и предъявила предприятию требования об уплате НДС, не удержанного с этих сумм выплат, аргументировав это тем, что иностранец, осуществляя данную деятельность, не состоял на учете в налоговом органе и не уплачивал налог на добавленную стоимость. Мы считаем, что данное требование безосновательно, поскольку плательщиком в любом случае является иностранное юридическое лицо, которое несет ответственность за нарушение налогового законодательства в виде штрафных санкций, а применение их к российскому предприятию незаконно. Просим разъяснить, верно ли наше утверждение?

Ответ: В соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории Российской Федерации, являются плательщиками НДС. Законом также определено, что иностранные предприятия, состоящие на учете в налоговом органе, при реализации товаров (работ, услуг) исчисляют и уплачивают НДС самостоятельно в порядке, установленном данным Законом.

С 28.04.95 начало применяться положение Федерального закона от 25.04.95 N 63-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", обязывающее российские предприятия, выплачивающие доходы иностранным юридическим лицам, не состоящим на учете в налоговом органе, удерживать НДС за счет средств, перечисляемых иностранным предприятиям, и уплачивать его в бюджет.

Таким образом, российское предприятие должно удерживать НДС с сумм, перечисляемых иностранному предприятию, начиная с мая 1995 г.

При этом налог на добавленную стоимость удерживается при отсутствии подтверждающих документов, свидетельствующих о постановке на учет иностранного юридического лица в связи с осуществлением деятельности на территории России, которые иностранное предприятие, состоящее на налоговом учете, должно представить своему российскому контрагенту.

В качестве таких документов используются третий экземпляр формы N 1011FE - Уведомления об источниках доходов в Российской Федерации (Приложение N 1 к Инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 N 34) с заполненными разделами 5 и (или) 6 и с отметкой соответствующего налогового органа о получении такого же Уведомления в разделе 7 либо информационное письмо налоговой инспекции с указанием ИНН, присвоенного иностранному налогоплательщику в целях расчетов по НДС (согласно п.2.6 Положения от 20.09.96 N ВА-4-06/57н "Об особенностях учета в налоговых органах организаций, образованных в соответствии с законодательством иностранных государств, и международных организаций").

Если же иностранное юридическое лицо не представило российскому контрагенту вышеуказанные документы, то российское предприятие обязано в силу закона удержать НДС за счет средств, перечисляемых иностранному предприятию, и уплатить его в бюджет Российской Федерации.

В Вашем случае иностранная фирма получала доходы за пусконаладочные работы по договору с российским предприятием и при этом не состояла на учете в налоговом органе и не уплачивала НДС.

В связи с этим российское предприятие, согласно закону, обязано было выполнять функции налогового агента, удерживая НДС за счет средств, перечисляемых инофирме, и уплачивая его в бюджет.

Таким образом, требование налоговой инспекции об уплате НДС, не удержанного с суммы средств, перечисленных иностранной фирме, предъявлено на законном основании.

При этом необходимо отметить, что данное требование недопустимо рассматривать как применение к российскому предприятию штрафной санкции, поскольку, перечисляя в бюджет неудержанный НДС согласно акту проверки, оно лишь выполняет своевременно не исполненные обязательства по уплате налога, возложенные на него как на налогового агента, и при этом не несет ответственности в виде штрафных санкций, которые применяются к иностранному предприятию-налогоплательщику, состоящему на налоговом учете, в случае нарушения им законодательства по НДС. Принудительный, а не самостоятельный способ исполнения данного обязательства не является достаточным основанием для того, чтобы квалифицировать взыскиваемые средства не как налог, а как финансовую санкцию, исходя из того, что экономическое содержание такого взыскания не меняется.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии с п.21 Инструкции Госналогслужбы России N 39 "О порядке исчисления и уплаты НДС" суммы НДС, фактически уплаченные в бюджет за счет средств, перечисляемых иностранному предприятию по материальным ресурсам (работам, услугам), стоимость которых относится на издержки производства и обращения у российского предприятия - источника выплаты, подлежат зачету или возмещению у этого российского предприятия.

04.02.98 И. Б.Покровская

Госналогслужба РФ