Российское предприятие выступает агентом (комиссионером с участием в расчетах) российских юридических лиц по заключению договоров с иностранными фирмами на оказание услуг по организации участия российских организаций в международных выставках, проходимых за рубежом. Договора заключаются от имени агента и за счет предварительно полученных от российских экспонентов денежных средств, из которых затем оплачиваются счета иностранных организаторов выставок, предъявленные за аренду выставочной площади, оборудования, маркетинговую проработку, рекламу участия и т. п. Каким положением Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" следует руководствоваться при определении места реализации данных услуг и с какой суммы денежных средств должно уплачивать НДС российское предприятие-комиссионер?

Ответ: В связи с тем, что услуги, оказываемые иностранными фирмами, по организации участия российских юридических лиц в международных выставках, проводимых за пределами территории Российской Федерации, не подпадают под перечень исключений, предусмотренных в пп."а"-"г" п.5 ст.4, местом их реализации следует признать место осуществления экономической деятельности иностранного предприятия, оказывающего такие услуги, то есть территорию иностранного государства. Таким образом, обороты по реализации вышеуказанных услуг не облагаются НДС в Российской Федерации.

Вместе с тем следует принять во внимание тот факт, что если при подготовке участия российских экспонентов в международных выставках иностранные организаторы выставок проводят рекламную кампанию участия, то место реализации рекламных услуг определяется согласно пп."г" п.5 ст.4 вышеупомянутого Закона как место экономической деятельности покупателя услуг, в роли которого выступает российское предприятие-экспонент. В связи с этим услуги по рекламе участия в выставках облагаются НДС в Российской Федерации. При этом, если предприятие выступает в качестве агента (комиссионера) российских предприятий - участников выставок по заключению договоров с инофирмами - организаторами выставок и самостоятельно рассчитывается с инофирмами за счет средств, полученных от российских предприятий, оно должно удерживать налог на добавленную стоимость с суммы средств, перечисляемых инофирмам в части оплаты за рекламные услуги, и перечислять его в бюджет.

В налоговом законодательстве определение рекламы содержится в положении о порядке исчисления и уплаты налога на рекламу, в котором определено, что рекламой считаются все виды объявлений, извещений и сообщений, передающие информацию с коммерческой целью при помощи средств массовой информации (печати, эфирного, спутникового и кабельного телевидения, радиовещания), каталогов, прейскурантов, справочников, листовок, афиш, плакатов, рекламных щитов, календарей, световых газет, имущества юридических и физических лиц, одежды.

Что касается уплаты НДС с суммы комиссионного вознаграждения, полученного предприятием-комиссионером за оказанные им агентские (посреднические) услуги, то независимо от того, облагается ли НДС выручка, перечисляемая инофирмам за организацию международных выставок, место реализации таких услуг определяется согласно пп."д" п.5 ст.4 вышеуказанного Закона как место экономической деятельности лица, оказывающего эти услуги. Поскольку местом экономической деятельности данного предприятия является Российская Федерация, обороты по реализации рассматриваемых агентских услуг облагаются НДС в России.

04.02.98 И. Б.Покровская

Госналогслужба РФ