Правомерно ли привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ организации, которая является крупнейшим налогоплательщиком, в связи с несвоевременным представлением в налоговый орган аудиторского заключения?

Ответ: Привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с несвоевременным представлением в налоговый орган аудиторского заключения организации, которая является крупнейшим налогоплательщиком, с 01.01.2013 является неправомерным.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.

В силу ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В силу п. "г" ч. 2 ст. 13 Закона N 129-ФЗ бухгалтерская отчетность организаций включает в себя в том числе аудиторское заключение или заключение ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающие достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она, в соответствии с федеральными законами, подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии.

Однако Закон N 129-ФЗ утратил силу с 01.01.2013 в связи с принятием Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона N 402-ФЗ экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

В силу ч. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных указанным Законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Кроме того, на основании пп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности") налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация, в соответствии с Законом N 402-ФЗ, не обязана вести бухгалтерский учет.

В связи с этим, как следует из Информации Минфина России N ПЗ-10/2012 в связи с тем, что согласно ст. 32 Закона N 402-ФЗ этот Федеральный закон вступает в силу с 01.01.2013, при составлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта за 2012 г. необходимо иметь в виду, что в связи с утратой силы с 01.01.2013 Закона N 129-ФЗ п. "г" ч. 2 ст. 13 этого Федерального закона не подлежит применению. Исходя из этого с 01.01.2013 аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и заключение ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающее достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, не входят в состав этой отчетности.

Таким образом, в состав годовой бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, подлежащих обязательному аудиту (это могут быть как организации - крупнейшие налогоплательщики, так и любые другие организации, главное, чтобы они подпадали под случаи обязательного аудита - ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"), до введения в действие Закона N 402-ФЗ входило аудиторское заключение, однако с 01.01.2013 данное правило не применяется.

В свою очередь, на основании ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ к должностным лицам организации (руководителю или главному бухгалтеру), несвоевременно представившей аудиторское заключение (как сведений, необходимых для осуществления налогового контроля), могло быть применено наказание в виде административного штрафа в сумме от 300 до 500 руб. до указанной даты.

Однако в 2013 г. (когда аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и заключение ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающее достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, не входят в состав годовой бухгалтерской отчетности) привлечение должностных лиц организации (в том числе крупнейшего налогоплательщика) по указанному основанию к административной ответственности не может быть правомерным.

О. С.Дубасова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

10.07.2013