Каков порядок применения счетов-фактур в случае получения поставщиками сумм авансовых платежей, поступивших в счет предстоящих поставок товаров? Правомерно ли требование заказчика предоставить ему счет-фактуру для перечисления аванса? Имеет ли право покупатель принять к зачету НДС по оприходованным и оплаченным товарам при отсутствии счетов-фактур? Каков порядок применения счетов-фактур в случае, если организации выполняют работы через обособленные структурные подразделения, которые не являются плательщиками НДС?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 декабря 1997 г. N 04-03-11

В связи с Вашим письмом Департамент налоговой политики сообщает следующее.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.07.96 N 914 "Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" и Письму Госналогслужбы России и Минфина России от 25.12.96 N ВЗ-6-03/890, 109 с 1 января 1997 г. каждая отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг) оформляется составлением счета-фактуры. Счет-фактура составляется поставщиком, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость, по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) на всю стоимость отгружаемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Счет-фактура составляется поставщиком также по мере поступления (но не позднее 10 дней со дня получения) сумм авансовых платежей (предоплат), поступивших в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). Порядок составления и регистрации в книге продаж счетов-фактур по указанным денежным средствам предусмотрен п.4 указанного Письма Госналогслужбы России и Минфина России. Такие счета-фактуры оформляются в одном экземпляре и хранятся в журнале учета выдаваемых счетов-фактур. В связи с этим требование заказчика предоставить ему счет-фактуру для перечисления аванса неправомерно. Согласно п.5 указанного Письма ссылка на номера соответствующих счетов-фактур обязательна только в расчетных документах на оплату отгруженных товаров (работ, услуг).

При этом необходимо иметь в виду, что составление счетов-фактур и регистрация в книге продаж должны производиться в том отчетном налоговом периоде, в котором состоялась реализация товаров (работ, услуг).

В соответствии с указанным Постановлением Правительства Российской Федерации суммы налога на добавленную стоимость по оприходованным и оплаченным товарам (работам, услугам) принимаются к зачету (возмещению) у покупателя только при наличии счетов-фактур, подтверждающих стоимость приобретенных товаров, зарегистрированных в книге покупок у покупателя. Последовательность расположения и число показателей счетов-фактур должны соответствовать типовой форме счета-фактуры, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.96 N 914.

Если организации выполняют работы (оказывают услуги) через обособленные структурные подразделения, которые не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, применяется следующий порядок:

нумерацию бланков счетов-фактур производит головное предприятие - налогоплательщик, который осуществляет контроль за правильностью их учета и использования;

счета-фактуры за выполненные работы (оказанные услуги) выписываются клиентам обособленными структурными подразделениями организации за тот отчетный налоговый период, к которому относится их выполнение (оказание);

журнал учета выдаваемых счетов-фактур и книга продаж ведутся структурным подразделением в виде разделов единого журнала учета счетов-фактур и единой книги продаж головной организации.

Ежемесячно за отчетный налоговый период указанные разделы представляются головной организации для оформления единого журнала учета счетов-фактур и книги продаж налогоплательщика и составления расчетов (деклараций) по налогу на добавленную стоимость.

29.12.97 Заместитель руководителя

Департамента налоговой политики

Н. А.КОМОВА