Историко-правовой анализ становления и развития уголовно-правовых норм о защите авторского права и смежных прав в России девятнадцатого века

(Таймасханов Р. А.) ("История государства и права", 2007, N 13) Текст документа

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ О ЗАЩИТЕ АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ В РОССИИ ДЕВЯТНАДЦАТОГО ВЕКА

Р. А. ТАЙМАСХАНОВ

Таймасханов Р. А., старший оперуполномоченный УБЭП МВД Республики Башкортостан, соискатель кафедры уголовного права Уфимского юридического института МВД России.

Интеграция России в мировое сообщество, изменение ее социально-экономической формации и ближайшие перспективы вступления во Всемирную торговую организацию объективно выводят на первый план проблемы защиты интеллектуальной собственности. Одним из институтов, входящих в систему правовых норм о личных и имущественных правах на результаты интеллектуальной деятельности, которые признаются и охраняются законом, является институт авторского права и смежных прав. На всем протяжении исторического развития авторского права в дореволюционной России она была тесно связана с цензурным законодательством, а первый нормативный документ в области авторского права появился в рамках именно законодательства о цензуре. Цензурный устав, утвержденный 22 апреля 1828 г., содержал специальную главу, которая называлась "О сочинителях и издателях книг". Указанная глава, состоявшая всего из 5 статей, дополнялась Положением о правах сочинителей, которое служило приложением к Цензурному уставу. В § 135 Цензурного устава было установлено исключительное право сочинителя или переводчика книги пользоваться своим изданием всю жизнь, продавая ее по своему усмотрению. Срок авторского права был установлен в 25 лет со дня смерти автора, по истечении которого "его творения, кому бы оные потом ни принадлежали, становятся собственностью публики и всяк может печатать, издавать и продавать оные" (§ 137) <1>. -------------------------------- <1> Цензурный устав (утвержден 22 апреля 1828 г.), содержал специальную главу "О сочинителях и издателях книг", которая дополнялась развернутым "Положением о правах сочинителей" (приложение к Цензурному уставу) // Полное собрание законов Российской империи. Т. 5. СПб., 1831. С. 475.

В принятом 8 января 1830 г. Положении "О правах сочинителей, переводчиков и издателей" право сочинителей признается уже правом собственности и срок охраны произведения продлевается до 35 лет после смерти автора в том случае, если сочинитель или его правопреемник за 5 лет до истечения срока исключительного права сделает новое издание книги. Впервые дается понятие контрафакции и определяется наказание за это правонарушение, которое предполагало, что контрафактор платит законному издателю вдвое против издержек, нужных для напечатания 1200 экземпляров контрафактного сочинения, считая вдвое против цены, полученной контрафактором за проданные экземпляры, и сверх того все контрафактные экземпляры отбираются в пользу законного издателя. При этом две трети взысканной с контрафактора суммы поступают в пользу законного издателя, а остальная треть в Приказ общественного призрения. Само деяние было отнесено к преступлениям частного характера, возбуждаемым только по жалобе потерпевшего (§ 35). Позже были изданы Постановления о музыкальных и художественных произведениях. В частности, 9 января 1845 г. Правила о сочинениях были дополнены постановлениями, относящимися к музыкальной собственности, а 1 января 1846 г. было издано Положение о собственности художественной. 15 апреля 1857 г. срок действия авторского права продлевается до 50 лет (п. 283 "Свода уставов о цензуре"). В Цензурном уставе детально были определены размеры дозволенного заимствования (ст. ст. 297 - 300). В частности, разрешалась перепечатка мелких статей (не более листа); помещение отрывков в хрестоматиях и учебных книгах, в которых закон допускал заимствование в размерах, превышающих обыкновенные, но при этом и обязывал указывать на то, откуда это заимствование сделано (ст. 298 Цензурного устава); допускались ссылки, если выписано из чужого произведения не более трети, а своего текста вдвое больше. Нормы Цензурного устава были частью гражданского законодательства, что позволяло авторам произведений защищать свои права в гражданско-правовом порядке. Норм, охраняющих их интересы уголовным законом, не было до 1845 г. В 1836 г. началась работа по разработке нового уголовного законодательства. Новый проект Уложения о наказаниях уголовных и исправительных был рассмотрен на общем собрании Государственного совета в восьми заседаниях и санкционирован 15 августа 1845 г., а введено в действие 1 мая 1846 г. во всей империи <2>. Уголовное уложение 1845 г. содержало три статьи, охраняющие права авторов литературных, художественных и музыкальных произведений. Эти статьи были включены в главу IV, посвященную преступлениям против собственности, а именно "О присвоении и утайке чужой собственности", в четвертом отделении - "О присвоении ученой или художественной собственности". -------------------------------- <2> Таганцев Н. С. Русское уголовное право: Лекции. Часть общая. Т. 1 (в 2 т.) М., 1994. С. 104.

В статьях 1683 - 1685 Уложения были установлены следующие запреты: а) самовольное издание; б) продажа рукописи или права на издание книги, статьи или музыкального сочинения, или эстампа нескольким лицам порознь, без их согласия, и в) самовольное в публичном собрании представление драматического или исполнение музыкального произведения <3>. Под самовольным изданием понималось а) издание чужого произведения под своим именем: литературный подлог или подлог в авторстве; б) издание или воспроизведение чужого произведения во всем объеме или в части: контрафакция (для произведений науки и словесности); копирование (полное воспроизведение чужого произведения) и плагиат (частичное заимствование из художественного произведения). Статья 1683 Уложения о наказаниях предусматривала подлог в авторстве, согласно которому лицо, присвоившее себе чужое произведение словесности, науки, искусства или художества, было обязано вознаградить сочинителя или художника за все причиненные ему убытки. Виновное лицо, кроме того, могло быть подвергнуто лишению всех особенных, лично и по состоянию присвоенных, прав и преимуществ и ссылке на житие в одну из отдаленных губерний, кроме Сибирских, или отдаче в рабочий дом по второй степени 33 статьи сего Уложения <4>. Анализируя карательные постановления, внесенные в Уложение о наказаниях, касающиеся ответственности за нарушения авторских прав, В. Д. Набоков, отмечал, что они отличались чрезмерной, лишающей их практического значения, строгостью. Были мало согласованы с постановлениями гражданского законодательства, а последние были мало согласованы между собой <5>. -------------------------------- <3> Полный свод законов уголовных. Уложение о наказаниях. 1867. С. 565 - 566. <4> Есипов В. В. Уголовное право. Преступления против личности и имущества. М., 1913. С. 201. <5> Набоков В. Д. Элементарный учебник особенной части русского уголовного права. 1903. С. 172.

До конца девятнадцатого столетия в России литературная, художественная, музыкальная собственность рассматривалась как собственность вообще, т. е. аналогично вещному праву. Считалось, что продукт умственного труда ничем не отличается от результата любого физического труда по производству чего-либо. "Продукты труда могут быть: или а) физические, вещные, или б) отвлеченные, умственные. Рождаясь на свете из одного и того же источника, оба эти продукта одинаково кровные и законные его дети и потому требуют одинакового к ним отношения со стороны остальных членов общежития и пользоваться одинаковыми гарантиями их неприкосновенности" <6>. Во второй половине девятнадцатого века предпринимаются первые попытки коренного пересмотра основных положений уголовного законодательства. В структуре Министерства внутренних дел разрабатывались проекты преобразования тюремной системы, в Министерстве юстиции была создана комиссия по пересмотру первой главы Уложения о наказаниях уголовных и исправительных. Результатом работы этих ведомств явилось учреждение 30 апреля 1881 г. Комитета для начертания проекта нового уголовного уложения. В целях переработки постановлений об авторском праве в 1882 г. была учреждена Редакционная комиссия по составлению проекта Гражданского уложения. Эта работа была комиссией выполнена и вошла в Книгу Третью (Вотчинное право), в которой составила раздел VII (ст. ст. 1264 - 1329). Однако стало понятно, что частичные усовершенствования правил об авторском праве не в состоянии обеспечить эффективную защиту интересов авторов. -------------------------------- <6> Неклюдов Н. А. Руководство к особенной части русского уголовного права. Т. 2. Преступления и проступки против собственности. СПб., 1876. С. 386.

------------------------------------------------------------------

Название документа