Не будет ли целесообразным издать распоряжение Правительства РФ об отнесении стройматериалов к основным средствам, если инвестор представляет положительное заключение государственной вневедомственной экспертизы на ТЭО проекта и учредительные документы юридического лица - заказчика строительства с указанием на то, что стоимость зданий и сооружений включена в уставный капитал, что даст основание для предоставления льгот по уплате таможенных пошлин и НДС в отношении строительных материалов, частей зданий и сооружений, ввозимых в качестве вклада в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями?
Проблема, с которой сталкиваются инвесторы при строительстве объектов - задержка строительно-монтажных работ и дополнительные расходы из-за длительной процедуры таможенного оформления грузов. Необходима упрощенная процедура прохождения таможенных формальностей при ввозе стройматериалов, оборудования и т. п. для строящихся предприятий.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 декабря 1997 г. N 04-03-01
Минфин России совместно с ГТК России рассмотрел по поручению Правительства Российской Федерации Вашу просьбу о предоставлении льгот по уплате таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость в отношении строительных материалов, частей зданий и сооружений, ввозимых в качестве вклада в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями, и сообщает следующее.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.09.96 N 1363 "Об укреплении бюджетной дисциплины в части таможенных платежей" предоставление льгот по уплате таможенных платежей в порядке, отличном от предусмотренного таможенным законодательством, не допускается.
Согласно действующему таможенному законодательству льготы по уплате таможенных пошлин и налогов применяются в соответствии с Законами Российской Федерации "О таможенном тарифе", "О налоге на добавленную стоимость", "Об акцизах" и Таможенным кодексом Российской Федерации.
Порядок предоставления льгот по таможенным платежам при ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями определен ст. ст.174 и 182 Таможенного кодекса Российской Федерации, ст. ст.34 и 37 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", Федеральным законом от 17.03.97 N 54-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.96 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" и решением Правительства Российской Федерации об отнесении к основным производственным фондам материальных основных фондов, указанных в Общероссийском классификаторе основных фондов.
В соответствии с установленным порядком при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, предназначенных в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, таможенной пошлиной и налогом на добавленную стоимость не облагаются только те товары, которые относятся к основным производственным фондам; не являются подакцизными; ввозятся иностранным инвестором в пределах сроков формирования уставного (складочного) капитала; по стоимости и количеству не превышают указанного в учредительных документах размера вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал.
Согласно таможенному законодательству таможенные льготы, в том числе по уплате таможенных платежей, предоставляются в отношении тех товаров, которые перемещаются через таможенную границу и оформляются таможенным органом.
В соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности здания и сооружения, являющиеся недвижимым имуществом, под определение товара не подпадают, а строительные материалы, части зданий и сооружений не относятся к основным фондам, поскольку не содержатся в Общероссийском классификаторе основных фондов.
Предложение об освобождении от таможенных платежей товаров, которые после выпуска их в свободное обращение через некоторое время попадут в категорию "льготных" товаров, не может быть поддержано, поскольку ввозится определенный вид товара, а льготы установлены в отношении другого вида товара.
В связи с изложенным для предоставления льгот в отношении товаров, не попадающих на момент таможенного оформления в категорию льготных, правовых оснований не имеется.
Кроме того, товары, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, являются выпущенными условно.
В соответствии со ст. ст.18 и 29 Таможенного кодекса Российской Федерации условный выпуск - выпуск товара (передача товара в полное распоряжение лица после таможенного оформления) сопряжен с обязательствами лица о соблюдении установленных ограничений, требований и условий. Условно выпущенные товары могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы.
Таким образом, при ввозе иностранным инвестором товаров в качестве вклада в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями должны соблюдаться ограничения, требования и условия, установленные вышеуказанными законодательными и нормативными актами. Такие товары должны ввозиться с целью использования в качестве основных производственных фондов, а не в качестве капитальных вложений и строительных материалов, которые в конечном счете основными производственными фондами могут и не являться.
Что касается предложения об упрощенной процедуре прохождения таможенных формальностей при ввозе стройматериалов и оборудования для строящихся предприятий, то согласно ст.133 Таможенного кодекса Российской Федерации упрощенный порядок таможенного оформления применяется только в отношении товаров, необходимых при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах; живых животных; скоропортящихся товаров; радиоактивных материалов; сообщений и других материалов для целей массовой информации; товаров, направляемых в адрес высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти и других подобных товаров. Стройматериалы и оборудование для строящихся предприятий к вышеперечисленным товарам не относятся.
Учитывая изложенное, правовых оснований для удовлетворения просьбы, изложенной в Вашем письме, не имеется.
01.12.97 Руководитель Департамента
налоговой политики
А. И.ИВАНЕЕВ