Об отсутствии оснований для представления документации и уведомления, если сделка не признается контролируемой; об определении суммы доходов по сделкам за календарный год с целью признания сделок контролируемыми; о признании контролируемыми сделками сделок в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 июля 2013 г. N 03-01-18/26632
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ОАО по вопросу применения ст. ст. 105.14 - 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.
1. Согласно ст. 105.14 Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей).
Кодексом установлено, что налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках (п. 1 ст. 105.16 Кодекса), а также представлять по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, документацию относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), указанной в требовании (п. 1 ст. 105.15 Кодекса).
При этом согласно п. 4 ст. 105.15 Кодекса положения п. 1 указанной статьи не применяются при осуществлении налогоплательщиком сделок с лицами, с которыми он не является взаимозависимым.
Таким образом, если сделка не является контролируемой, то представления уведомления и документации в отношении такой сделки не требуется.
Вместе с тем Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (далее - Закон N 227-ФЗ) устанавливает ряд переходных положений, определяющих особенности применения отдельных положений разд. V.1 Кодекса, в том числе ст. ст. 105.14 - 105.16 Кодекса, в 2012 г.
Так, при признании контролируемыми сделок, указанных в пп. 1 п. 2 ст. 105.14 Кодекса, п. 3 ст. 4 Закона N 227-ФЗ предусмотрено применение суммового критерия, который в 2012 г. составляет 3 млрд руб.
При этом п. 7 ст. 4 Закона N 227-ФЗ определено, что требования об уведомлении налоговых органов о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках и представлении документации относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), в соответствии со ст. ст. 105.15 и 105.16 Кодекса, применяются в 2012 г. только в случае, если сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превысит 100 млн руб.
Таким образом, если сделка не признается контролируемой в соответствии со ст. 105.14 Кодекса (например, если сумма доходов по сделкам, указанным в пп. 1 п. 2 ст. 105.14 Кодекса, в 2012 г. не превышает 3 млрд рублей), положения ст. ст. 105.15 и 105.16 Кодекса в отношении таких сделок не применяются.
2. Согласно п. 9 ст. 105.14 Кодекса для целей указанной статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных гл. 25 Кодекса.
По мнению Департамента, для определения суммы доходов по сделкам за календарный год с целью признания сделок контролируемыми на основании соответствующего суммового критерия следует суммировать доходы за календарный год по сделкам с каждым лицом, являющимся контрагентом по таким сделкам. Соответственно, в общем случае факт превышения суммового критерия для признания сделок контролируемыми устанавливается по каждой совокупности сделок, совершаемых с каждым взаимозависимым лицом.
Однако возможны ситуации, когда при определении суммы доходов по сделкам за календарный год могут учитываться сделки с несколькими лицами. Речь может идти как о сделках, в которых участвуют более двух лиц, так и ситуации, возникающей, в частности, при применении п. 10 ст. 105.14 Кодекса, в соответствии с которым по заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным указанной статьей.
3. Пунктом 1 ст. 105.16 Кодекса установлено, что налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 Кодекса.
В соответствии со ст. 105.14 Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей).
В целях Кодекса к сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются сделки, перечисленные в п. 1 ст. 105.14 Кодекса, в том числе сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (пп. 2 указанного пункта).
Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли, приравненные в целях Кодекса к сделкам между взаимозависимыми лицами, признаются контролируемыми, если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из товарных групп, перечисленных в п. 5 ст. 105.14 Кодекса, и если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн руб.
Согласно п. 6 ст. 105.14 Кодекса коды товаров, перечисленных в п. 5 указанной статьи, в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней торговли.
В целях реализации п. 6 ст. 105.14 Кодекса Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 30.10.2012 N 1598 утвержден Перечень кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, сделки в отношении которых признаются контролируемыми в соответствии со ст. 105.14 Кодекса (далее - Перечень).
При этом сделки в области внешней торговли товарами, в отношении которых коды товаров Перечнем не определены, по мнению Департамента, не могут быть признаны контролируемыми на основании пп. 2 п. 1 ст. 105.14 Кодекса, что не исключает признания таких сделок контролируемыми по иным основаниям, предусмотренным указанной статьей.
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. В.ТРУНИН
09.07.2013