Категория "добросовестность" как элемент, характеризующий обязательства по оказанию правоохранительных услуг

(Филиппов П. М., Губарева А. А.) ("Российский судья", 2013, N 8) Текст документа

КАТЕГОРИЯ "ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ" КАК ЭЛЕМЕНТ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЙ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ОКАЗАНИЮ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ <*>

П. М. ФИЛИППОВ, А. А. ГУБАРЕВА

-------------------------------- <*> Filippov P. M., Gubareva A. A. The category of 'fair practice" as an element characterizing obligations of rendering law-enforcement services.

Филиппов Петр Мартынович, Волгоградская академия МВД РФ, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.

Губарева Анастасия Александровна, Волгоградская академия МВД РФ, адъюнкт кафедры гражданско-правовых дисциплин.

Авторы статьи исследуют принцип добросовестности в гражданском праве, дают толкование в свете изменений, внесенных в Гражданский кодекс.

Ключевые слова: Гражданский кодекс, принцип добросовестности, государственные услуги.

The authors of the article study the principle of fair practice in civil law, give interpretation in light of the changes introduced into the Civil Code.

Key words: Civil Code, principle of fair practice, state services.

Категория добросовестности привлекает к себе внимание юристов, философов и социологов уже более двух тысяч лет. Понятие добросовестности, которое признавалось бы большинством ученых, в науке сформулировать не удалось. А раз это понятие не выработано в науке, то, соответственно, это понятие сложно определить в законе. Тем не менее в сегодняшнее время эта категория все чаще стала встречаться в научных публикациях. Особо стоит отметить новые формулировки ряда положений Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04.03.2013 N 21-ФЗ). В ст. 1 ГК РФ установлено, что при осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного и недобросовестного поведения. Обращаем особое внимание на указание Гражданского кодекса, что добросовестность поведения всегда должна учитываться при защите гражданских прав. Граждане, обращаясь в органы внутренних дел, в основном просят о защите именно своих гражданских прав. Проверка добросовестности поведения участников гражданских правоотношений требует знаний о признаках, критериях добросовестности. Полагаем наиболее правильным критерием определение понятия добросовестности и недобросовестности поведения с позиции нравственности поведения. Нравы каждого народа складывались исторически, и если поведение не отвечает нравственным нормам, сложившимся и признаваемым народом, то такое поведение надо считать безнравственным. Безнравственное поведение следует считать и недобросовестным. Во внешнем поведении нравы проявляются в обычаях народа. Нравы и обычаи - сходные понятия. Все учебники по римскому праву самый древний Закон двенадцати таблиц называют собранием нравов, обычаев, и это обозначается одним термином - морес (mores). И в этой связи считаем правильной новую формулировку понятия "обычай" в ст. 5 ГК РФ: "Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе". Поэтому полиция, прокуратура, суд и иные организации, выполняя правозащитные действия (функции), обязаны обращать внимание на нравственность поведения участников разных конфликтов. Игнорирование этого момента, признака поведения со стороны, например, полиции и вызывает негативную оценку ее деятельности и недоверия к ней и к другим органам власти. Особенно тяжело отражается на рейтинге полиции то, когда сами работники полиции совершают недобросовестные безнравственные действия. Один из таких случаев описан в волгоградской газете "Областные вести" от 16 мая 2013 г. N 16 на странице 13. Инспектор дорожно-патрульной службы (ДПС) составил ложную схему, согласно которой настоящий виновник дорожно-транспортного происшествия (ДТП) оказался правым, а пострадавший - виноватым. Представитель действительного нарушителя предъявил иск к пострадавшему на четыреста тысяч рублей. После жалобы в прокуратуру истина была восстановлена. Такие поступки, конечно, не повышают авторитет полиции. В октябре 2012 г. по заказу аппарата губернатора и правительства Волгоградской области было проведено комплексное социологическое исследование специалистами Фонда "Институт экономических и социальных исследований". На основании опроса по структурированной формализованной анкете, состоящей из 32 вопросов, было изучено общественное мнение жителей региона, после чего подведены итоги. Результатом является составленный аналитический отчет оценки восприятия населением проявлений коррупции в органах власти и органах местного самоуправления на территории Волгоградской области <1>. -------------------------------- <1> URL: ag/volganet. ru/export/ sites/ag/agavo/ folder_5/ downloads...korr. doc.

Массовый опрос был проведен в шести городских округах и муниципальных районах Волгоградской области (г. Волгоград - 400 человек; г. Михайловка - 400 человек; Среднеахтубинский район - 500 человек; Руднянский, Жирновский, Калачевский районы - по 400 человек). Таким образом, уровень доверия к различным органам власти был выявлен в трех направлениях: доверяю, не доверяю, затрудняюсь ответить. Полиция занимает шестую позицию с результатом - 38,7% доверия населения, суды - 38,9%, прокуратура - 40,7%. Уровень недоверия полиции составил 51,8%, судам - 45,4%, прокуратуре - 45,0%. Случаи, дискредитирующие правоохранительные органы, становятся предметом обсуждения не только местных газет и телевидения, но и попадают в заголовки федеральных СМИ. В результате чего негатив, которым наполнено информационное пространство, создает отрицательный образ органов правопорядка среди тех граждан, которые никогда в них и не обращались. При оценке работы сотрудников полиции следует, что население недостаточно удовлетворено работой местных полицейских. Критериями, характеризующими отношение граждан к органам внутренних дел, послужили: грубость, жестокость, использование служебного положения, фальсификация материалов, внешний вид, взяточничество. Отрицательные оценки (26,8%) несколько преобладают над положительными (14,1%). Около половины респондентов охарактеризовали работу правоохранительных органов как "удовлетворительную", а 10,0% не смогли дать конкретной оценки. Таким образом, оценка работы сотрудников полиции составила 2,80 балла по пятибалльной шкале <2>. -------------------------------- <2> URL: ag/volganet. ru/ export/sites/ag/ agavo/folder_5/ downloads...korr. doc

С одной стороны, жители области склонны не доверять полиции, с другой - при возникновении сложных жизненных ситуаций в первую очередь ищут защиты в правоохранительных органах. В настоящее время остро стоит вопрос повышения эффективности функционирования правоохранительных органов, совершенствования их деятельности с учетом реальных интересов человека и гражданина. Масштаб и сложность задач, которые ставятся в рамках осуществления правоохранительной деятельности в Российской Федерации, влекут за собой необходимость принятия как со стороны граждан, так и со стороны общественных организаций и государственных органов консолидированного решения о мерах по улучшению качества правоохранительной деятельности. Подобное развитие правоохранительной системы должно содержать в себе целый комплекс мер по достижению высокого уровня безопасности, обеспечению социальной стабильности и согласия, что приведет к целостности нашей страны и улучшению качества жизни населения. Следует не забывать, что основными задачами правоохранительных органов так и остаются: борьба с коррупцией, борьба с преступной деятельностью, взаимодействие ведомств между собой, а также с населением страны и открытость деятельности перед народом. Говоря о последних изменениях в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, заметим, что главной задачей реформирования такой большой системы государства является стремление к улучшению правоотношений с гражданами нашей страны, возвращению доверительного отношения к правоохранительным органам. А что же такое доверительное отношение? В толковом словаре русского языка под доверием понимается уверенность в чьей-нибудь добросовестности, искренности, в правильности <3>. Именно в добросовестности, и это не случайность. -------------------------------- <3> Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М., 1998. С. 170.

Исследуя такие феномены, как публичные и государственные услуги, а также применение их в институте правоохранительной деятельности, нам просто необходимо воспользоваться данным новым принципом гражданского законодательства. Ведь в настоящее время мы имеем полное право говорить о государственных услугах, о которых свидетельствует все большее появление различных административных регламентов на оказание услуг, утвержденных приказами МВД России. А если есть услуга и ее участники, следовательно, они будут действовать на определенных договорных условиях. В случае возникновения договорных отношений речь идет и о выполнении обязательств друг перед другом, а следовательно, и об ответственности в случае их невыполнения. Таким образом, мы можем говорить о возникновении гражданско-правовых отношений и в сфере правоохранительной деятельности, при осуществлении возложенных на правоохранительные органы функций. Правоохранительная функция государства напрямую вытекает из ст. 2 Конституции Российской Федерации: "Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Эта обязанность осуществляется государством бесплатно, и правоохранительные органы уполномочены самой Конституцией России обеспечивать защиту прав своих граждан. Поэтому трансформация государственных обязанностей и полномочий в платные услуги требует очень осторожного подхода. Ведь Конституция Российской Федерации не предусматривает никаких государственных услуг. Услуга - это возмездные отношения. Как можно за деньги оказывать властные полномочия? Введение понятия "электронные услуги" не меняет и не отменяет возмездности оказания услуг. В данном случае добросовестность должна применяться на конституционном уровне. Насколько добросовестно действует само государство при введении государственных услуг? Также к функциям деятельности полиции можно отнести: информирование населения о деятельности МВД РФ, что реализует принцип открытости; обработка электронных обращений граждан, что говорит нам о всеобщей доступности; информирование граждан об услугах МВД России и, более того, об их исполнении. К услугам в данном случае относят: обратную связь, т. е. возможность записаться на прием; контактную информацию обо всех сотрудниках полиции; добровольную дактилоскопическую экспертизу; справочную информацию и т. п. Все указанное ведет к добросовестному взаимоотношению, пониманию и взаимодействию населения и государства, т. е. приобретает форму соглашения между гражданами и государственными органами в роли полиции. Именно поэтому мы считаем, что в правоохранительных органах, как нигде более, должен рассматриваться в качестве основного принцип добросовестности. Впервые принцип добросовестности был установлен среди основных начал гражданского законодательства (ст. 1 ГК РФ). Участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей. Таким образом, была введена обязанность лиц действовать добросовестно в гражданском обороте. Ранее этот основополагающий принцип гражданского права мог быть выведен только из содержания п. 2 ст. 6 ГК РФ, напрямую не относящегося к нормам, устанавливающим основные начала гражданского права <4>. -------------------------------- <4> Комментарий к Федеральному закону от 30.12.2012 N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс": Правовые новости. Специальный выпуск.

"Добросовестность - это уважение и верность принятому на себя обязательству, собственная честность и доверие к чужой честности. Злоупотребление правом можно рассматривать как одно из проявлений недобросовестности, так сказать, частный случай" <5>. -------------------------------- <5> Щенникова Л. В. Принципы гражданского права: достижения цивилистики и законодательный эффект // Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. М.: Статут; Екатеринбург: Институт частного права, 2002. С. 58.

С учетом указанного можно говорить о двух аспектах принципа добросовестности: во-первых, "честное со всей тщательностью и аккуратностью выполнение обязательств, старательность, исполнительность" <6>; -------------------------------- <6> Бабаев В. Н. Презумпции в советском праве. Горький, 1974. С. 87.

Во-вторых, запрет на злоупотребление правом. В пояснительной записке "К проекту Федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - пояснительная записка) отмечается, что принцип добросовестности соответствует представлениям современной доктрины гражданского права и давно введен в законодательство подавляющего большинства стран с развитыми правопорядками. Кроме того, "мировой опыт показывает, что эффективное развитие рынка невозможно без укрепления начал автономии воли и свободы договора участников оборота. Однако неограниченная свобода в достижении экономических интересов таит в себе возможность дестабилизации оборота. Правила о добросовестности являются естественным противовесом правилам, утверждающим свободу договора и автономию воли сторон" <7>. -------------------------------- <7> Раздел I "Общие положения" пояснительной записки "К проекту Федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации". URL: http://base. consultant. ru/ cons/cgi/ online. cgi? req=doc; base=LAW;n=138951.

Обращаясь к словарю русского языка, мы увидим, что добросовестный - это честно выполняющий свои обязательства, обязанности <8>. В нашем случае добросовестный сотрудник полиции - это ключевая фигура в исполнении своих обязательств по договору (например, инспектор вневедомственной охраны). -------------------------------- <8> Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. С. 169.

Как вывод, можно сказать, что введение принципа добросовестности поможет не только улучшить толкование закона, но и установить важнейшие ориентиры поведения субъектов права, а также широко применять меры гражданско-правовой защиты в случаях недобросовестных действий участников оборота. И это в какой-то мере отразится и на деятельности правоохранительных органов, как в случае договорных отношений, так и в работе всей системы в целом. Возможно, даже внесет отдельную лепту в процесс борьбы с коррупцией.

Литература

1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М., 1998. 2. Комментарий к Федеральному закону от 30.12.2012 N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс": Правовые новости. Специальный выпуск. 3. Щенникова Л. В. Принципы гражданского права: достижения цивилистики и законодательный эффект // Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. М.: Статут; Екатеринбург: Институт частного права, 2002. 4. Бабаев В. Н. Презумпции в советском праве. Горький, 1974. 5. Малюшин К. А. Принципы гражданского исполнительного права: проблемы понятия и системы. Кн. 3 / Под науч. ред. В. В. Яркова. М.: Инфотропик Медиа, 2011. СПС "КонсультантПлюс". 6. Попов А. К. Изменения в гражданском законодательстве // Налоговая проверка. 2012. N 3. СПС "КонсультантПлюс". 7. Раздел I "Общие положения" пояснительной записки "К проекту Федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации". URL: http://base. consultant. ru/ cons/cgi/ online. cgi? req=doc; base=LAW;n=138951. 8. URL: ag/volganet. ru/ export/sites/ ag/agavo/ folder_5/...korr. doc.

------------------------------------------------------------------

Название документа