Правомерно ли введение на территории субъектов Российской Федерации местными органами власти дополнительных местных налогов и сборов на реализацию товаров, произведенных за пределами данных регионов и ввозимых на их территорию?
Ответ: В соответствии со ст.74 Конституции Российской Федерации на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Исчерпывающий перечень местных налогов дан в ст.21 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году" было установлено, что дополнительные налоги и сборы в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, дополнительные местные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, могут вводиться решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных органов государственной власти. Однако в соответствии с другим Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1214 "О признании утратившим силу пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2268..." данный пункт с 1 января 1997 г. утратил силу.
Поэтому введение местными органами власти дополнительных налогов и сборов на реализацию товаров, произведенных за пределами данных регионов и ввозимых на их территорию, противоречит федеральному законодательству.
30.10.97 М. Александрова
Советник налоговой службы
III ранга