К вопросу о финансово-правовой ответственности и финансовой безопасности

Осуществление функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержания обороноспособности, безопасности, жизнеспособности страны, обеспечения финансовыми ресурсами деятельности органов государственной власти принято называть финансовой деятельностью государства.

Процесс образования, распределения и использования финансовых ресурсов, безусловно, подлежит жесткому финансовому контролю. Не секрет, что современное российское финансовое законодательство в сфере финансового контроля остро нуждается в упорядочении и кодификации объемного массива правовых норм, которые порой входят в противоречие друг с другом, нередко оставляя значительные пробелы в праве. Совершенствование системы управления государственным финансовым контролем Российской Федерации предполагает изменение функционирования финансовой системы и системы использования государственных средств, обеспечения прозрачности финансовых потоков государства и оперативной и адресной доставки государственных средств. Система управления финансовым контролем должна охватывать управление не только государственными средствами, но и средствами юридических и физических лиц, поскольку существует налоговое, таможенное, валютное, банковское законодательство, регламентирующее отношения указанных лиц с государством.

Российская экономика несет значительные потери из-за низкого уровня финансовой, бюджетной и налоговой дисциплины. Реальной угрозой для ее экономической безопасности стало масштабное нецелевое и неэффективное использование государственных денежных и материальных ресурсов, махинации по их изъятию, прямое хищение, коррупция, вывоз капиталов за рубеж и легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем*(1).

Создание эффективной системы государственного финансового контроля позволит уменьшить негативные моменты, связанные с функционированием теневой экономики, нецелевым использованием бюджетных средств, уменьшением сбора налогов, вывозом капитала за границу и ростом экономических преступлений, что должно найти отражение в законе о государственном финансовом контроле.

Основная задача финансового контроля в РФ - осуществление деятельности по проверке, выявлению, констатации и устранению выявленных нарушений в деятельности субъектов финансового права, что обусловливает его связь с финансово-правовой ответственностью. Вызывающая у современного мирового сообщества интерес глобализация существенно влияет на характер и функции государства (в т.ч. на образование, распределение, использование денежных фондов государства и муниципальных образований). Это также обусловливает необходимость развития (помимо прочих) институтов финансовой дисциплины, финансово-правовой ответственности и финансовой безопасности.

В настоящее время исследование финансово-правовой проблематики позволяет признать самостоятельный вид финансовой ответственности - юридическую ответственность, - имеющий реальную перспективу обособления Уже не вызывают горячих споров публикации в научной литературе о сущности и содержании финансово-правовой, налоговой и бюджетной ответственности. Пристальное внимание исследователей направлено на такие институты, как финансовое правонарушение, финансовые санкции, меры финансово-правового и финансово-процессуального принуждения. Можно с уверенностью отметить, что институт финансово-правовой ответственности занимает достойное место в ряде научных исследований не только финансового права, но и таких отраслей права, как конституционное, административное, информационное, право безопасности и др.

В теории финансового права принято считать, что финансово-правовая ответственность - это применение юридической ответственности к нарушителю финансово-правовых норм мер государственного принуждения уполномоченными государственными органами, возлагающими на правонарушителя обременения имущественного характера. По своей природе финансово-правовая ответственность является правовосстановительной, поскольку связана с выполнением обязанности публичного характера в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Рассматривая основание бюджетной ответственности - бюджетное правонарушение, можно указать, что его объектами являются: - бюджетная система Российской Федерации; - перераспределение бюджетных средств между бюджетами разного уровня; - бюджетный процесс в Российской Федерации.

Не углубляясь в анализ исследований вопросов финансово-правовой ответственности, отметим, что для успешного и эффективного решения актуальных проблем в сфере финансово-правового принуждения многие ученые неоднократно ставили вопрос о необходимости разработки проекта закона "О финансовой ответственности", поскольку в настоящее время нормы, составляющие институт финансово-правовой ответственности, разбросаны по отдельным нормативным актам. Необходимо и целесообразно собрать их воедино и регламентировать в самостоятельном источнике права, что позволит достичь единообразия в понимании понятийного аппарата, установления состава правонарушения, правил применения финансовых санкций.

Этот закон должен являться основным актом, базирующимся на принципах законности в финансовых правоотношениях, защиты интересов государства и общества, укрепления финансовой дисциплины субъектов, участвующих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований. Представляется, что в законе о финансовой ответственности следует закрепить понятие "финансовое правонарушение", установить единый перечень финансовых правонарушений, процедуру и правила производства по делам о финансовых правонарушениях, а также конкретные санкции за каждое финансовое правонарушение.

Совершенствование нормативно-правового регулирования проводимых в России реформ, формирование и развитие института финансово-правовой ответственности за нарушение финансового законодательства Российской Федерации, усиление государственного регулирования в экономике относятся к основным направлениям обеспечения безопасности в сфере финансовой деятельности государства.

Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 (ред. от 02.03.2007) "О безопасности"*(2) (далее Закон) раскрывает понятие безопасности и ее объекты. Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренней и внешней угрозы. Жизненно важные интересы определены как совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства. Вместе с тем, экономическая безопасность является одной из форм государственной безопасности и в этом качестве представляет собой "совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию"*(3).

В понимании экономической безопасности большинство авторов исходит из легального определения безопасности, данного в Законе. Е.А. Олейников, например, понимает экономическую безопасность как "состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов"*(4). Н.П. Купрещенко определяет экономическую безопасность как "состояние национального хозяйства, при котором оно способно обеспечивать поступательное развитие общества, его экономическую, социально-политическую стабильность, высокую обороноспособность в условиях воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов, эффективное управление, защиту экономических интересов на национальном и международном уровнях"*(5).

Угроза в сфере экономики имеет комплексный характер и обусловлена прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией преобладания в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости*(6).

В структуре экономической безопасности специалисты выделяют такую составляющую, как финансовая безопасность. В частности, О.А. Сафонов понимает под финансовой безопасностью обеспечение такого состояния финансовых отношений и процессов в экономике, при котором имеются условия для социально-экономической и финансовой стабильности развития страны, сохранения целостности финансовой системы (в т.ч. денежной, бюджетной, кредитной, налоговой, валютной систем), успешного преодоления внутренней и внешней угрозы в финансовой сфере*(7). Денежные фонды, финансы и финансовую систему государства в целом можно отнести к категории потребностей, составляющих жизненно важные интересы общества. При этом именно финансовая безопасность определяет состояние защищенности всей финансовой системы страны.

Финансовая безопасность России зависит от определения границ и критериев правового, финансово-экономического и информационного пространства. Безусловно, первичным элементом финансовой безопасности в современном государстве является законодательство. "От того, в какой мере действующие нормы права - от закона до инструкции - выражают потребности и интересы общества, эффективно воздействуют на поведение людей, зависит и достижение целей - непосредственных и отдаленных, на которые направлены нормы. Вот почему нормотворческая деятельность всегда образует начальный этап процесса правового регулирования, к которому относятся также правореализация и правоприменение"*(8).

Таким образом, финансовая безопасность государства должна обеспечиваться финансово-правовой ответственностью, которая является самостоятельной мерой государственного принуждения и представляет собой разновидность юридической ответственности. При этом ее отраслевая принадлежность позволяет конкретно указать субъект финансового права, нарушивший финансово-правовые нормы, совершивший финансовое правонарушение и подлежащий привлечению к финансовой ответственности.

Совершенствование законодательства, регулирующего финансово-правовую ответственность, позволит значительно упорядочить взаимоотношения между органами власти различных уровней и в конечном итоге обеспечит финансовую безопасность Российской Федерации.

Н.А. Саттарова,

заведующая кафедрой финансового права ИЭУП г. Казань,

доктор юрид. наук

"Правосудие в Поволжье", N 4, июль-август 2008 г.