Трудовой инспектор при проведении проверки запросил приказ об утверждении формы расчетного листка. В организации нет указанного документа. Входит ли этот приказ в перечень обязательных документов, которые должна иметь организация?

Ответ: В перечень обязательных документов, которые должна иметь организация, входит локальный нормативный акт работодателя, утверждающий форму расчетного листка, приказ не входит в перечень обязательных документов, которые должна иметь организация.

Обоснование: Согласно ст. 360 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

На основании ст. 136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:

1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;

2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;

3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний;

4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

При этом на основании ч. 2 настоящей статьи форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

Таким образом, форма расчетного листка должна быть в любом случае утверждена работодателем, применение неутвержденной формы расчетного листка, согласно Постановлению Верховного Суда РФ от 23.12.2010 N 75-АД10-3, является нарушением трудового законодательства и влечет наложение административной ответственности по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Исходя из вышеизложенного форму расчетного листка нужно обязательно утвердить в организации, любым локальным нормативным актом, необязательно приказом. Однако по общей практике обычно издается именно приказ.

Следовательно, в перечень обязательных документов, которые должна иметь организация, входит локальный нормативный акт работодателя, утверждающий форму расчетного листка.

Если в организации нет приказа об утверждении формы расчетного листка, но есть такое положение, то в ходе проверки можно представить его трудовому инспектору и это не будет нарушением.

В. И.Цыганок

ООО "Рексам Беверидж Кэн Наро-Фоминск"

30.05.2014