Является ли рекламой изготовление визитных карточек? Должно ли предприятие, которое изготовило визитные карточки своим сотрудникам, платить налог на рекламу?
Ответ: Определение рекламы дано в Федеральном законе РФ N 108-ФЗ от 18.07.95 "О рекламе". В ст.2 указанного Закона определено, что реклама - это распространяемая в любой форме информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая, во-первых, предназначена для неопределенного круга лиц, во-вторых, призвана формировать или поддерживать интерес к указанным объектам и, в-третьих, способствует реализации товаров, идей и начинаний. Иными словами, рекламой можно признать лишь ту распространяемую в любой форме информацию, которая соответствует одновременно данным трем признакам.
Действительно, визитная карточка, несомненно, несет информацию о физическом лице (как правило, Ф. И.О, должность), а также и о юридическом лице (наименование организации, в которой сотрудник работает, адрес, телефоны). Но, с другой стороны, визитная карточка предназначена для ограниченного круга лиц, не способствует реализации товаров, идей и начинаний, не формирует и/или не поддерживает интерес к физическому лицу. Соответственно, визитная карточка не отвечает трем требованиям, предъявляемым к информации, чтобы признать ее рекламой.
Что касается налога на рекламу, то данный налог был введен в соответствии с положениями ст.21 Закона РФ N 2118-1 от 27.12.91 "Об основах налоговой системы в РФ" (в ред. от 21.07.97). К сожалению, законодательно не урегулировано определение рекламы для целей налогообложения. Казалось бы, при решении вопросов, связанных с налогообложением рекламы, можно руководствоваться Примерными положениями (рекомендациями) по отдельным видам местных налогов и сборов, изданными Комиссией Совета Республики Верховного Совета РФ по бюджету, планам, налогам и ценам от 04.06.92 N 5.1/693, Минфином РФ N 04-05-20 от 02.06.92 и ГНС РФ N ИЛ-6-04/176 от 02.06.92, иными нормативными актами, изданными налоговыми инспекциями и другими органами, где приведены определения рекламы, плательщика налога, объекта налогообложения. Но данные документы - подзаконные акты, а в соответствии с положениями ст.2 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" налоги, сборы, пошлины и другие платежи должны устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. То есть подзаконный акт не может устанавливать свои нормы права, его функции - разъяснять, инструктировать применение норм права.
Таким образом, при определении, например, рекламы для целей налогообложения нужно руководствоваться понятием рекламы, данным в законе, устанавливающем налог на рекламу, а не инструкциями, письмами, рекомендациями, положениями и т. д. Так как понятие "рекламы" для целей налогообложения не установлено в Законе "Об основах налоговой системы в РФ", то возможно применение понятия "реклама", данного в Законе "О рекламе". Следует отметить, что в данном случае применение понятия "реклама" правомерно, поскольку налоговое законодательство использует понятия иных отраслей права, в данном случае - гражданского (например, определение юридического, физического лица, филиала, договора), а само определение рекламы не влечет возникновения никаких отношений, в том числе налоговых, запрет на регулирование которых гражданским законодательством определен в п.3 ст.2 ГК РФ.
Визитная карточка - это форма представления. Вам не надо ждать, пока Ваш контрагент запишет данные о Вас, а просто даете свою визитную карточку, экономя свое и чужое время. Исходя из изложенного выше можно сделать вывод, что визитные карточки не являются рекламой.
Соответственно, при ответе на вопрос, является ли предприятие, изготовившее визитные карточки своим сотрудникам, плательщиком налога на рекламу, нужно руководствоваться нормами Закона об основах налоговой системы. В данном Законе указано, что плательщиками налога являются юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию (пп."з" п.1 ст.21 Закона об основах налоговой системы). Таким образом, данное предприятие не является плательщиком налога на рекламу.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что визитные карточки не являются рекламой (и уже поэтому нет обязанности платить налог на рекламу) и предприятие, изготовившее визитные карточки, не является плательщиком налога на рекламу.
02.10.97 А. А.Родригес
Юридическое агентство "Ирсан"