Предусматривается ли совершенствование законодательства, регулирующего систему экологических платежей?

Ответ: В настоящее время назрела необходимость осуществить корректировку нормативно-правовых документов, обеспечивающих расчет, сбор и поступление платежей за загрязнение окружающей среды в экологические фонды и федеральный бюджет. Указанные выше документы были приняты в 1992-1993 гг. и нуждаются в уточнении, учитывая проведенный анализ результатов их применения, а также новые условия функционирования экологических фондов при консолидации их в бюджетах.

Обеспечению своевременности и полноты сбора указанных средств, увеличению их объема и дальнейшему целевому использованию будет способствовать принятие следующих мер:

- придание платежам правового статуса налога или обязательного сбора;

- определение процедуры внесения штрафов за нарушение природоохранного законодательства по решению органов охраны лесных, водных, земельных и минеральных ресурсов;

- усовершенствование механизма индексации базовых ставок в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции;

- введение новых видов платежей (например, на топливо и на CO2);

- усиление административной и уголовной ответственности за нецелевое использование средств экологических фондов;

- использование при расчетах с экофондами вексельной и натуральной (т. е. выпускаемой продукцией) форм оплаты, услуг и других форм взаиморасчетов;

- необходимо также четко определить круг плательщиков, объектов налогообложения, льгот, предусмотренных для определенных категорий плательщиков, порядок установления ставок и распределения полученных средств.

В целом определение плательщиков нужно привести в соответствие с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Кроме того, вопросы дальнейшего совершенствования системы экологических платежей нашли свое отражение в проекте Налогового кодекса Российской Федерации, принятого Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении.

Так, в частности, в разд. XIX "Экологический налог" проекта Кодекса дано новое определение налогоплательщиков. Кроме того, упрощены порядок и сроки внесения налога. Так, предусмотрено его уплату производить по итогам каждого отчетного (налогового периода). Минимальные налоговые ставки в отношении каждого ингредиента загрязняющего вещества (отхода) и ввиду вредного воздействия на окружающую природную среду будут устанавливаться Правительством России и индексироваться им в зависимости от уровня инфляции и изменения экологической ситуации. При этом конкретные размеры налоговых ставок устанавливаются региональными органами исполнительной власти с участием территориальных органов охраны природной среды. Для отдельных регионов и бассейнов рек в зависимости от экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных объектов и почвы налоговые ставки могут применяться с повышающими коэффициентами, устанавливаемыми также Правительством России.

Предоставление каких-либо льгот по данному налогу в указанном разделе проекта Налогового кодекса не предусмотрено.

01.10.97 В. В.Петрунин

Советник налоговой службы

I ранга