Современные проблемы обеспечения безопасности авторских и смежных прав в Интернете и локальных сетях

(Вилинов А. А.)

("Юрист", 2007, N 6)

Текст документа

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОРСКИХ

И СМЕЖНЫХ ПРАВ В ИНТЕРНЕТЕ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЯХ

А. А. ВИЛИНОВ

Вилинов А. А., Российский государственный институт интеллектуальной собственности.

В последнее время все более актуальным становится вопрос обеспечения безопасности авторских и смежных прав в Интернете и локальных сетях. А Интернет, как известно, это наименее урегулированная российским законодательством сфера.

Закон регулирует существующие в обществе отношения и должен реагировать на вновь возникающие. Что касается глобальной сети Интернет и локальных сетей, то и отечественные, и зарубежные законодатели пропустили момент, когда сеть начала развиваться, и в настоящее время, по нашему мнению, Интернет является наиболее полным источником любой информации, а пределы его распространения можно ограничить разве что пределами планеты. Иными словами, сейчас законодателям и специалистам в данной области будет неимоверно сложно исследовать все протекающие в сетях процессы, а тем более полностью их урегулировать. Пока это не совсем получается даже в отношении некоторых из них. Законодатели просто не успевают за интенсивным развитием различных процессов в сети.

Обеспечивать безопасность авторских и смежных прав в глобальной сети Интернет, а также применять меры ответственности к лицам, их нарушившим, крайне затруднительно, так как Интернет - это пространство, не имеющее и не признающее государственных границ. А значит, к регулированию правоотношений в нем следует применять нормы международного права, которые упорядочивали бы порядок размещения в киберпространстве различного рода объектов авторского права, смежных прав и информации. Но самое трудное заключается не в самой выработке и доведении до всех пользователей таких общих норм, а в претворении их в жизнь, создании механизма контроля за их исполнением и механизма оперативного устранения нарушений, ведь главной целью в этом случае будет скорейшее восстановление нарушенных прав и законных интересов потерпевшей стороны за счет правонарушителя, а не только его наказание.

Для того чтобы понять, где в Интернете возможно нарушение авторских и смежных прав, необходимо выделить его основные функции: коммуникативную; коммерческую; информационную; развлекательную; файлообмен. Локальным сетям присущи эти же функции, за исключением, пожалуй, коммерческой, которую мы и рассмотрим.

Помимо легальной продажи объектов авторского права и смежных прав самими правообладателями, в сети происходит огромное количество нелегальных сделок, которые не попадают в отчеты налоговых органов. Эти виртуальные сделки можно разделить на два вида:

- сделки по продаже контрафактных дисков с аудио - и аудиовизуальными произведениями, программами для ЭВМ и литературными произведениями - в общем, всего того, что обычно продается в подобных торговых точках. В этом случае заказчик расплачивается за товар после его доставки. Обычно у таких интернет-магазинов есть свой реальный склад, с которого вся продукция и реализуется. Так что найти их не составляет особого труда. Они напрямую нарушают закон;

- сделки без передачи предмета сделки в реальной жизни. В этом случае после перечисления покупателем денег на счет владельца сайта последний открывает ему доступ к части своих ресурсов. Такие действия тоже прямо нарушают закон, однако обнаружить продавца без помощи высококлассных специалистов невозможно, хотя можно остановить работу сайта или закрыть его.

Но наибольший ущерб правообладателям причиняет не коммерческая деятельность в сети, а файлообмен между пользователями. Как только любой объект авторского права или смежных прав попадает в глобальную или локальную сеть, далее его путь для правообладателя неизвестен. Такой объект де-факто становится объектом пользования и владения для всех пользователей сети. Если файлообмен не является основной функцией Интернета, то локальные сети создаются исключительно для обмена фильмами, музыкой, программным обеспечением и т. п. И если в Интернете возможность скачать бесплатные ресурсы ограничена трафиком пользователя, то в локальных сетях она не ограничена ничем! То есть при желании можно сутками бесплатно скачивать терабайты информации, естественно, без ведома и согласия правообладателей.

Отличительной особенностью локальных сетей является то, что возможность скачивания файлов с других пользователей может быть обусловлена количеством выложенного вами материала. То есть для того, чтобы воспроизвести в памяти своего компьютера нужные вам файлы с других пользователей, вам необходимо предоставить для общего доступа определенное количество материала (размер обычно устанавливается администратором сети). Пример правил:

На хабе запрещены:

- отсутствие шары (шара - файлы, предоставленные другим пользователям для загрузки);

- расшаривание папок операционной системы и установленных программ;

- расшаривание материалов порнографического характера.

Минимальный размер шары устанавливается равным 20 гигабайтам. В случае отсутствия шары по уважительной причине сообщите о ней оператору хаба. В этом случае санкции будут отложены на время, определяемое оператором для каждой ситуации отдельно.

Таким образом, сама организация локальных сетей вынуждает пользователя доводить объекты авторского права и смежных прав до всеобщего сведения, неправомерно предоставляя к ним неограниченный доступ в любое время. Круг лиц, имеющих такой доступ, ограничен кругом пользователей, подключенных к данной сети.

Как было сказано выше, локальные сети создаются исключительно для обмена файлами. И, как следствие из этого, каждый пользователь старается выложить в сеть как можно больше ресурсов, полагая, что остальные поступают так же. А в последнее время возникла интересная тенденция отмечать объекты, впервые выложенные в сеть, именем (ник-нэймом) пользователя, который предоставил их для всеобщего сведения, чтобы остальные пользователи знали, кто нашел и выложил в сеть редкий материал (новинки кинопроката, редкую музыку, фотографические изображения, программы). Таким образом, появляется новое понятие репутации пользователя, первоначально предоставившего доступ к объекту авторского права или смежных прав.

Рассмотрим, как и где образуются локальные сети.

Во-первых, провайдеры, предоставляющие услуги доступа в Интернет, объединяют все компьютеры в одну локальную сеть, в которой любой пользователь с помощью специальной программы может открыть для всеобщего локального доступа файлы, находящиеся у него на компьютере (расшарить), а остальные пользователи соответственно могут скопировать (скачать) эти файлы на свой компьютер без согласия файлообладателя (т. е. пользователя, который открыл для всеобщего доступа файлы, находящиеся у него на компьютере). Обычно расшаривают фильмы, игры, музыку, различные программы (софт), фотографии. Такие сети используются для общения, файлообмена и сетевых игр. Количество таких пользователей ограничивается только возможностями провайдера.

Во-вторых, локальные сети образуются в пределах одного подъезда, дома, двора и могут не иметь выхода в Интернет. Пользователи просто покупают необходимый провод для соединения компьютеров и самостоятельно прокладывают его. Каждый пользователь открывает доступ к ресурсам своего компьютера и может пользоваться ресурсами других компьютеров. Такая локальная сеть используется для обмена файлами и сетевых игр, в ней может присутствовать от двух до нескольких десятков компьютеров.

В отличие от локальных сетей, образуемых самими провайдерами, где еще возможен контроль за их созданием и работой, второй вид локальных сетей образуется независимыми пользователями, ни в каких документах не фигурирует и может являться замкнутой цепью компьютеров без выхода к внешнему миру. Обнаружить такую сеть, а тем более установить за ней контроль крайне сложно.

Еще один интересный и не урегулированный законом момент - игры в сети. Чтобы пользователи имели возможность играть друг с другом, необходимо создать сервер, к которому бы все подключались. В Интернете имеются официальные серверы игр, которые поддерживают сами правообладатели, и серверы, действующие на основании полученной у правообладателя лицензии, но таких единицы.

Подавляющее большинство игровых серверов в сети - незаконные, т. е. на них стоят нелицензионные версии игр, и действуют они без ведома и разрешения правообладателя. Чтобы создать такой сервер, достаточно установить на свой компьютер необходимую программу, которая уже кем-то взломана и распространена в сети.

Следует отметить, что игры в Интернете приносят не только моральное удовлетворение игроку, но и неплохие деньги за продажу раскрученных персонажей, вещей, бонусов. На таких серверах за игру взимается плата.

В локальных сетях игры осуществляются без какой-либо коммерческой цели. В них сервер устанавливается либо самим провайдером, либо любым пользователем, желающим это сделать. При этом стоимость предоставления услуги такого сервера провайдером может быть включена в стоимость предоставления всей услуги доступа в Интернет и локальную сеть, хотя и не оговариваться. Пожалуй, нет таких локальных серверов, на которых стояли бы лицензионное оборудование или лицензионная игра. Серверы, которые создают сами пользователи, можно разделить на постоянно действующие и временные. Первые создаются и поддерживаются энтузиастами без какой-либо выгоды для себя. Они предоставляют возможность всем желающим в любое время зайти на сервер и поиграть с другими пользователями. Временные серверы создаются по желанию или в случае невозможности доступа к постоянному серверу.

Так как же по закону следует рассматривать подобные действия? Необходимо отметить, что в самих играх уже предусмотрено создание временных локальных серверов, а значит, самим правообладателем предусмотрено подобное использование своего продукта после его покупки пользователем. Создание постоянных серверов простыми пользователями осуществляется без цели получения прибыли и не влечет за собой нарушения прав правообладателя. Сложнее обстоит дело с серверами, установленными самими провайдерами, а также с компьютерными залами, которые фактически предоставляют услугу сетевой игры. И здесь появляется вопрос: возникает ли право на создание таких игровых серверов после приобретения игры организацией или же необходимо получить лицензию у правообладателя, ведь при этом не происходит распространения самой игры среди пользователей?

Возможно, что такая услуга включается в стоимость предоставления доступа в сеть, т. е. провайдер получает какую-то прибыль от установки локального сервера, а значит, он нарушает право правообладателя на подобное использование его продукта. Еще интереснее проблема с компьютерными залами, где пользователю не надо приобретать игру для того, чтобы поиграть с другими пользователями. Достаточно просто прийти и оплатить доступ к одному из N-го числа компьютеров (обычно не более 20), на которых уже установлена игра. Очевидно, что такие действия без соответствующего разрешения правообладателя причиняют ему убытки.

Но самый главный вопрос, касающийся защиты авторских и смежных прав в Интернете и локальных сетях, - это отношение закона к различным действиям, связанным с воспроизведением и распространением объектов указанных прав, а также предоставлением доступа к ним. Законодатель не стал брать на себя ответственность по однозначному регулированию этого вопроса и предоставил специалистам в области защиты авторского права и смежных прав возможность выдвигать и доказывать свои точки зрения на данную проблему. А поскольку нет такого нормативно-правового акта, который позволил бы регулировать подобные отношения в сети, то к таким отношениям на данный момент можно применять только существующее законодательство в той его части, которая хоть сколько-нибудь для этого подходит (Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" и Закон РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных"). Значит, сейчас необходимо найти и выделить грань между комплексом прав пользователей сетей и реализацией, защитой прав правообладателей.

Однако стоит отметить, что устранение нарушений авторских и смежных прав в реальной жизни не повлечет за собой устранение таких нарушений в сетях. Иными словами, если на прилавках отечественных магазинов будут продаваться только лицензионные диски, это не повлечет за собой соблюдение авторских и смежных прав как в Интернете, так и в локальных сетях. Единственное, такое положение затруднит копирование материалов на компьютеры, что преодолимо с помощью программ, которые распространяются в сети. Поэтому защите прав правообладателей в киберпространстве следует уделить особое внимание.

Название документа