Рекламные агентства, выступая комиссионерами (агентами, поверенными), размещают рекламу своих заказчиков в региональных средствах массовой информации (СМИ). Региональные СМИ согласно местному налоговому законодательству, помимо стоимости собственно услуг по размещению рекламы, включают в счета также и налог на рекламу. За счет какого источника рекламным агентствам - посредникам производить начисление (уплату) местного (регионального) налога на рекламу, учитывая тот факт, что рекламодатели в Москве являются самостоятельными плательщиками указанного налога и, соответственно, не возмещают рекламным агентствам местные (региональные) налоги, сборы?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 сентября 1997 г. N 04-05-17/135
Департамент налоговой политики по согласованию с Управлением по налоговому законодательству и взаимодействию с законодательными органами Госналогслужбы России рассмотрел Ваше письмо о порядке уплаты налога на рекламу и сообщает.
Исходя из положений пп."з" п.1 ст.21 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", налог на рекламу уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке, не превышающей 5 процентов стоимости услуг по рекламе. В соответствии с п.5 указанной статьи расходы по уплате налога на рекламу относятся на финансовые результаты деятельности предприятий.
Таким образом, плательщиками налога на рекламу являются юридические и физические лица - рекламодатели, уплачивающие данный налог в местный бюджет по месту своей регистрации и постановки на налоговый учет (а не по месту размещения рекламы) исходя из фактически понесенных ими затрат по оплате стоимости рекламных услуг. Следовательно, решение органа местного самоуправления о введении налога на рекламу, предусматривающее уплату этого налога предприятиями (организациями) - рекламодателями, находящимися вне пределов территории, на которой указанный орган осуществляет местное самоуправление, противоречит пп."з" п.1 ст.21 вышеуказанного Закона.
Изготовители и распространители рекламы не являются плательщиками данного налога, за исключением случаев, когда рекламодателем, а также изготовителем и распространителем рекламы является одно и то же лицо, производящее весь комплекс работ и мероприятий, связанных с доведением рекламной информации до ее потребителей, самостоятельно.
В случаях, когда по месту регистрации юридических и физических лиц - рекламодателей и постановки их на налоговый учет установлен централизованный порядок уплаты этого налога через средства массовой информации или рекламные агентства, также зарегистрированные на данной территории (что, в частности, было рекомендовано в Примерных положениях по отдельным видам местных налогов и сборов, доведенных совместным Письмом Верховного Совета РФ от 01.06.93 N 5.1/756, Минфина России и Госналогслужбы России от 31.05.93 N 04-05-19, ВГ-6-04/189), указанные организации при получении средств от рекламодателей (налогоплательщиков) перечисляют в бюджет полученные суммы налога на рекламу в установленные органом местного самоуправления сроки.
При этом обязанность по уплате налога на рекламу рекламодателям прекращается с момента поступления сумм перечисленного им налога на счет организации, осуществляющей в соответствии с решением органа местного самоуправления расчеты по налогу на рекламу в централизованном порядке. С момента поступления сумм налога на счет указанной организации у нее возникает обязанность по полному и своевременному перечислению поступивших сумм налога на рекламу в бюджет в порядке и сроки, установленные положением о порядке уплаты налога на рекламу на данной территории.
25.09.97 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А. И.КОСОЛАПОВ