Место обязательств по возмездному оказанию услуг в системе гражданско-правовых договоров
(Накушнова Е. В.) ("Юрист", 2007, N 6) Текст документаМЕСТО ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ВОЗМЕЗДНОМУ ОКАЗАНИЮ УСЛУГ В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДОГОВОРОВ
Е. В. НАКУШНОВА
Накушнова Е. В., соискатель ученой степени, ассистент кафедры гражданского права и гражданского процесса юридического факультета Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова.
В настоящее время договоры возмездного оказания услуг занимают все более заметное место в системе обязательственных отношений. В связи с этим возникает необходимость анализа места обязательств по возмездному оказанию услуг в системе гражданско-правовых договоров. В кодификации гражданского права 1961 - 1965 гг. договорные обязательства по оказанию услуг не выделялись в особую группу и не подвергались систематизации. Вместе с тем в науке гражданского права давно существовала классификация обязательств, включающая обязательства по передаче имущества в собственность (иное вещное право) или в пользование, обязательства о выполнении работ и обязательства по оказанию услуг. Таким образом, выделение обязательств по оказанию услуг существовало как de lege ferenda. Хотя с принятием и введением в действие части второй ГК РФ обязательства по возмездному оказанию услуг были впервые выделены в качестве самостоятельного договорного типа, имеющего собственную нормативно-правовую базу, ситуация принципиально не изменилась. В отличие от обязательств по передаче имущества в собственность (иное вещное право) или в пользование и обязательств о выполнении работ, которые объединяются вокруг общих положений, обязательства по оказанию услуг общей части не имеют. Нормы гл. 39 ГК "Возмездное оказание услуг" не могут претендовать на такую роль, поскольку призваны урегулировать достаточно четкий круг только фактических, но не иных услуг (п. 2 ст. 779 ГК). В настоящее время существует огромное многообразие услуг, которые способны обеспечивать индивидуальные и коллективные потребности участников гражданского оборота. Сохранение особенностей каждой из таких услуг может быть по общему правилу обеспечено при условии, если будет проведена необходимая дифференциация в их регулировании в рамках общего понятия договора услуг. С учетом этого обстоятельства законодатель, определяя место услуг в ГК, мог бы, казалось, воспользоваться в качестве образца для регулирования отношений, возникающих по поводу возмездного оказания услуг, моделями построения тех глав ГК, в которых наряду с общими положениями о договоре определенного типа содержится регулирование в соответствующих пределах каждого из его видов, например, купля-продажа, аренда и др. Однако применительно к услугам такое решение было бы практически невозможным. Причина этому - обилие используемых в гражданском обороте разновидностей услуг <1>. -------------------------------- <1> Определенное представление об этом может дать действующее в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) Генеральное соглашение по торговле услугами, в котором, в частности, приведена классификация услуг. Упомянутые в нем услуги объединены в сектора с последующим выделением подсекторов. Так, один из подобных секторов - "Финансовые услуги" - состоит из двух подсекторов. Первый составляет "Страхование и связанные с ним услуги", выделяя перестрахование и ретроцессию, страховое посредничество - брокерское и агентское, вспомогательные услуги по страхованию - консультационные, по оценке риска, по регулированию претензий. В то же время второй подсектор "Банковские и прочие услуги" охватывает более десятка видов соответствующих услуг. При этом таких секторов Генеральное соглашение насчитывает двенадцать. Тем самым речь идет, по крайней мере, о нескольких сотнях видов услуг.
Институт возмездного оказания услуг предназначен для регулирования тех правоотношений, которые, с одной стороны, не могут быть эффективно регламентированы подрядными нормами, а с другой - по своей значимости и индивидуализирующим их свойствам еще не достигли той степени, при которой оказывается необходимым выделение каждого из них в особый договорной тип <2>. -------------------------------- <2> Брагинский М. И. Договоры подряда и возмездного оказания услуг по гражданскому законодательству // Законодательство и экономика. 1977. N 17, 18. С. 42 - 43.
Давая общую характеристику месту рассматриваемых обязательств в системе гражданско-правовых договоров, следует обратить внимание на два момента: 1) договор возмездного оказания услуг, так же как и договор подряда, относится к группе обязательств, направленных на выполнение работы; 2) правоотношения возмездного оказания услуг имеют особенности, отличающие их от подряда, которые и послужили причиной формирования самостоятельного договорного института. Решающее значение для разграничения договоров подряда и оказания услуг имеет лежащий в их основе характер интереса соответствующей стороны - заказчика. Если этот интерес сводится к совершению действий, налицо договор возмездного оказания услуг, а в случае, когда предполагается совершение действий с передачей результата, имеет место договор подряда, в котором большое внимание уделено акту сдачи-приемки работ. Результат в договоре подряда должен быть не только определенно обозначенным, но и отделимым от действий. В этой связи услуги имеют место прежде всего тогда, когда результат действий если и есть, то находится за пределами договора. Обязательства по оказанию услуг - относительно новый для нашего законодательства институт, хотя отдельные виды услуг в той или иной форме встречались и раньше (поручение, экспедиция и т. п.). Возможно, со временем нормы об обязательствах по оказанию услуг станут играть роль общих положений для всех подобных обязательств. В настоящее же время законодатель, во избежание коллизии правовых норм и руководствуясь принципом законодательной экономии, установил правило о неприменении норм гл. 39 ГК ко всем обязательствам по оказанию услуг, самостоятельно урегулированным в Кодексе. Так, из сферы действия гл. 39 ГК исключены такие обязательства по оказанию услуг, как поручение и комиссия <3>. При этом сам перечень обязательств, на которые не распространяется действие гл. 39 ГК, поскольку в него попали как обязательства по оказанию услуг, так и обязательства, не являющиеся таковыми, свидетельствует о том, что позиция законодателя в определении границ обязательств по оказанию услуг и оптимальных форм их правового урегулирования еще не устоялась. -------------------------------- <3> Сергеев А. П. Толстой Ю. К., Гражданское право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. Т. 2. М., 2001. С. 354.
В последнее время в гражданском законодательстве появляются все новые виды договоров оказания услуг, ранее неизвестные отечественной правовой системе. Аналогичная тенденция прослеживается и в зарубежных государствах, где стремительно растет доля услуг в имущественном обороте, вытесняя торговлю материальными вещами и технологией. В целом развитие правового института возмездного оказания услуг можно предположить по нескольким направлениям. Прежде всего это усиление нормативного содержания гл. 39 ГК "Возмездное оказание услуг", выполняющей в настоящее время, образно говоря, роль "отчего дома" для тех договоров возмездного оказания услуг, которые не обрели статус поименованного договора в ГК РФ. Данное положение не исключает параллельного развития норм, посвященных правовому регулированию отдельных видов договоров возмездного оказания услуг на уровне специального законодательства <4>. -------------------------------- <4> Следует согласиться с утверждением С. А. Хохлова, что "нормативное закрепление новых типов и разновидностей договоров должно быть связано прежде всего с изменением и дополнением ГК и иных законов". См. подробнее: Хохлов С. А. Концептуальная основа части второй ГК РФ. Часть вторая: Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель. М., 1996. С. 230 - 231.
Сам процесс "отпочковывания" новых договорных типов будет осуществляться по мере накопления и нормативного оформления специфических юридических признаков каждого договора. Возможно, что сценарий "отпочковывания" в ГК будет представлен на первом этапе дифференциацией норм о договорах, отражающих видовые особенности того или иного договора возмездного оказания услуг в рамках гл. 39 ГК. На втором этапе - "отпочковывание" норм в самостоятельный правовой институт, но при условии наличия объективных предпосылок - критериев, свидетельствующих о новом типе договора <5>. -------------------------------- <5> См.: Шаблова Е. Г. Перспективы развития правового института возмездного оказания услуг // Журнал российского права. 2002. N 1. С. 64.
Название документа