Договор воздушной перевозки пассажиров и багажа

Перемещение пассажиров и багажа воздушным транспортом осуществляется на основании договора воздушной перевозки. Дефиниция данного договора содержится в специальном акте воздушного законодательства - Воздушном кодексе (ВК) РФ*(1), а также в п. 2.2.1 Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Союза ССР 1985 г. *(2) Согласно п. 1 ст. 103 ВК РФ, "по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа".

Договор воздушной перевозки пассажиров и багажа является разновидностью договора перевозки. Легальное его определение дается в ст. 786 ГК РФ: "По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа".

Ряд вопросов, касающихся договора перевозки, до настоящего времени не имеет единого решения. Так, на страницах юридической литературы высказывается предложение разграничить договор перевозки пассажира и договор перевозки багажа*(3). Основной аргумент сторонников данной идеи состоит в том, что пассажир непосредственно не связан со своим багажом: порой он отправляет свой багаж, не следуя на том же транспортном средстве. Г.П. Савичев, отмечая, что воздушная перевозка пассажира, как правило, сопровождается перевозкой его багажа*(4), тем не менее, придерживается позиции, в соответствии с которой договор перевозки багажа является реальным, а договор перевозки пассажира - консенсуальным*(5).

Другие ученые полагают, что перевозку пассажира и багажа объединяет один и тот же транспортный договор, т.е. пассажир и его багаж "неотделимы" друг от друга, что свидетельствует о консенсуальном характере данного договора. Так, В.В. Витрянский считает, что в случае перевозки багажа речь идет об исполнении договора перевозки пассажира, предмет которого включает и действия перевозчика по доставке в пункт назначения багажа и выдаче его пассажиру или иному управомоченному лицу. Иными словами, перевозка багажа составляет факультативное обязательство перевозчика, которое вполне охватывается содержанием договора перевозки пассажира, а возникающее правоотношение по поводу доставки перевозчиком сданного пассажиром багажа в пункт назначения не образует отдельного договора по перевозке багажа, отдельного от договора перевозки пассажира*(6).

Аналогичное мнение высказывает Н. Остроумов, утверждая, что доставка багажа обычно сопутствует пассажирской перевозке, тесно связана с ней, но регулируется особо. Поскольку пассажирский билет обычно объединен с багажной квитанцией, а маршруты следования пассажира и багажа совпадают, договор перевозки багажа, по мнению ученого, имеет акцессорный характер по отношению к договору перевозки пассажира*(7). Правда, он обращает внимание на то, что в числе документов, удостоверяющих договор воздушной перевозки, ст. 105 ВК РФ называет кроме пассажирского билета еще и багажную квитанцию как документ, который удостоверяет заключение договора перевозки багажа. Кроме того, Н. Остроумов подчеркивает, что ответственность авиаперевозчика за перевозку багажа и пассажира имеет существенные различия, и что при перевозках сверх установленной нормы багажа может выдаваться отдельная багажная квитанция*(8).

Приведенный аргумент сторонников идеи о двух самостоятельных договорах ("неотделимость" багажа от пассажира) видится недостаточно корректным применительно к договору воздушной перевозки, поскольку относится только к специфическому виду багажа - багажу несопровождаемому, т.е. принятому к перевозке отдельно от пассажира и оформляемого грузовой накладной в качестве груза.

Под термином "багаж" в воздушном законодательстве понимаются личные вещи пассажира, перевозимые на воздушном судне по соглашению с перевозчиком. Согласно Правилам международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов 1986 г. *(9), багаж подразделяется на зарегистрированный и незарегистрированный. Зарегистрированным признается багаж пассажира, который принят перевозчиком к перевозке под свою ответственность за его сохранность и на который он выдал багажную квитанцию и багажную бирку. Незарегистрированным является багаж пассажира, находящийся во время перевозки в салоне воздушного судна с согласия перевозчика и удостоверяемый биркой "В салон".

В случае перевозки несопровождаемого багажа, т.е. груза, отправитель ни юридически, ни фактически пассажиром не является, поскольку определяющая характеристика пассажира - нахождение на борту воздушного судна во время перевозки. В рассматриваемом случае сдающее багаж лицо является грузоотправителем, а управомоченное им на получение багажа лицо - грузополучателем.

Тем не менее, концепция существования двух самостоятельных договоров - договора перевозки пассажира и договора перевозки багажа - представляется обоснованной, исходя из следующих рассуждений.

Хотя терминологически два договора объединены одним названием, это не может быть признано аргументом в пользу понимания договора перевозки как единого соглашения. Во-первых, возникают ситуации, когда пассажир вообще не имеет багажа, следовательно, связанных с его перевозкой правоотношений возникнуть не может. Во-вторых, незарегистрированный багаж (вещи, находящиеся при пассажире) не становится объектом договора перевозки багажа даже при условии, что в соответствии со ст. 118 ВК РФ перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу, повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире. Транспортное законодательство обязывает перевозчика доставить в пункт назначения багаж, если сам пассажир представил его к перевозке (ст. 786 ГК РФ, п. 1 ст. 103 ВК РФ) и у перевозчика при его согласии (с учетом количества мест багажа, его массы и размера) возникла обязанность перевозки багажа "неотделимо" от пассажира. Однако это не свидетельствует о том, что законодатель объединяет перевозку пассажира и багажа в один договор, он лишь обозначает условия возникновения соответствующей обязанности перевозчика - "сам пассажир предъявляет багаж к перевозке".

Отношения, возникающие при перевозке незарегистрированного и зарегистрированного багажа, регулируются разными договорами, обладающими неодинаковыми признаками: а) договором перевозки пассажира, охватывающим незарегистрированный багаж; б) договором перевозки багажа (зарегистрированного).

Договоры перевозки пассажиров и багажа могут быть классифицированы по различным основаниям.

Например, выделяют разовые и длительные договоры перевозки. Разовые договоры, получившие широкое распространение на воздушном транспорте, применяются в случае однократного проезда в одном (или также обратном) направлении, действуют в течение определенного срока. Длительные договоры предусматривают возможность многократных поездок пассажира по определенному маршруту.

Различают также договоры международной и внутренней воздушной перевозки пассажиров и багажа. Необходимость такого разграничения объясняется тем, что правоотношения, связанные с международными авиаперевозками, выходят за рамки действия только российского законодательства и подпадают под режим иностранного права и международных договоров*(10).

Договор международной воздушной перевозки неразрывно связан с понятием международного полета воздушного судна. ВК РФ содержит определения договоров международной воздушной перевозки (п. 2 ст. 101) и международного полета воздушного судна (п. 1 ст. 79). Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанная в Варшаве 12 октября 1929 г. *(11), признает международной перевозку, по условиям которой: а) пункт отправления и пункт назначения расположены на территории двух государств; б) пункт отправления и пункт назначения расположены на территории одного государства, но предусмотрена остановка в пути на территории другого государства. В соответствии с п. 4 ст. 79 ВК РФ международные полеты воздушных судов выполняются в соответствии с международными договорами Российской Федерации или специальными разрешениями, выдаваемыми Правительством РФ.

Международной не является перевозка, выполняемая между пунктами, находящимися на территории одного государства.

Под внутренней воздушной перевозкой в силу п. 1 ст. 101 ВК РФ следует понимать перевозку, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации. Основное различие международной и внутренней воздушных перевозок состоит в разном объеме требований, предъявляемых к пассажиру и к перевозчику, что связано со спецификой выполнения внутренних и международных полетов.

По своей юридической характеристике договор воздушной перевозки пассажира является двусторонним, возмездным, консенсуальным, публичным и отвечает признакам договора присоединения. Его стороной является гражданин-потребитель. Рассмотрим подробнее перечисленные черты.

Двусторонним данный договор признается, поскольку у каждой из его сторон имеются встречные права и обязанности. Так, перевозчик обязан перевезти пассажира в пункт назначения, а тот - внести соответствующую плату за перевозку (провозную плату). Соответственно внесший провозную плату пассажир может требовать от перевозчика исполнения его обязанности.

Возмездность данного договора состоит в том, что услуга перевозчика по перемещению пассажира из пункта отправления в пункт назначения является платной: перевозчик занимается профессиональной деятельностью по перемещению пассажиров и багажа за установленную плату. Вопросы взимания провозной платы за перевозку на воздушном транспорте урегулированы ст. 790 ГК РФ, так как специальная норма в ВК РФ отсутствует. По общему правилу такая плата устанавливается по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 790 ГК РФ).

Рассматриваемый договор является консенсуальным, т.е. для его заключения достаточно согласия сторон, а передачи какого-либо предмета (вещи) при этом не требуется.

Данный договор содержит ряд признаков, характерных для публичного договора. Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

Коммерческая организация в публичном договоре имеет особый правовой статус. Во-первых, для такой организации исключается действие принципа свободы договора: она не вправе по своему усмотрению ни выбирать партнера, ни решать вопрос о заключении договора, а отказ такой организации от заключения договора при наличии возможности оказать соответствующие услуги потребителю не допускается. Во-вторых, коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение кому-либо из обратившихся к ней в отношении заключения договора, правда, исключения в отношении некоторых категорий потребителей могут быть предусмотрены нормативными актами. В-третьих, условия публичного договора должны быть одинаковыми для всех, кроме случаев предоставления льгот отдельным категориям потребителей. Кроме того, необходимо иметь в виду, что в случае уклонения коммерческой организации от заключения договора такой договор может быть заключен в принудительном порядке по решению суда*(12).

Воздушно-транспортная коммерческая организация (авиаперевозчик) обязана осуществить перевозку любого обратившегося к ней пассажира и его багажа. Всем пассажирам она должна предоставить равные условия договора перевозки, создать минимально необходимую материальную базу для приобретения пассажирского билета, сформировать систему информационного обеспечения, позволяющую каждому потенциальному пассажиру получить подробную информацию о перевозке*(13).

Как было отмечено, стороной данного договора является гражданин-потребитель. Особенность договора воздушной перевозки пассажира состоит в том, что в качестве услугополучателя может выступать лишь физическое лицо, приобретающее, заказывающее или использующее такую услугу исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. При этом законодатель не придает значения мотивам, по которым гражданин пользуется транспортной услугой.

Отношения, возникающие в связи с участием в данном договоре гражданина-потребителя, регламентируются специальным законодательством. Речь идет, прежде всего, о Законе РФ от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей"*(14). Глава 3 этого акта посвящена вопросам защиты прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг. Помимо этого, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей"*(15) сказано, что отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, возникают, в частности, из договора перевозки граждан и их багажа (п. 1).

Специфика договоров перевозки с участием граждан-потребителей состоит в том, что сторонами в них являются, с одной стороны, физические лица, с другой - организация-перевозчик, занимающаяся на профессиональной основе оказанием конкретного вида услуг за определенную плату. Говоря обобщенно, на рынке товаров и услуг потребителю противостоит профессионал, поэтому к этим сторонам договора законом предъявляются неодинаковые требования. Рядовой потребитель выступает как лицо, не имеющее профессиональных знаний и навыков при приобретении и использовании товаров и услуг, а также не занимающееся постоянно или временно производственной или коммерческой деятельностью в связи с приобретением или использованием этих товаров и услуг*(16). Авиаперевозчик как профессионал обязан обеспечить высокое качество оказываемых пассажирам услуг, регулярность, комфортабельность, безопасность полетов.

Выступая в роли потребителя транспортных услуг, гражданин как субъект договора присоединения находится в определенной зависимости от транспортного предприятия, а следовательно, права гражданина как "слабой стороны" договора должны особо охраняться законодательством. Очевидным недостатком ВК РФ как специального акта транспортного законодательства следует признать отсутствие нормы о защите прав пассажира как гражданина-потребителя.

Особенность деятельности авиационных предприятий состоит в том, что потребителями их услуг является неопределенный круг лиц. Имея в качестве клиентов миллионы граждан по всему миру, перевозчики лишены возможности организовать процесс разработки и согласования условий договора перевозки индивидуально с каждым пассажиром. Это обстоятельство выступает решающим аргументом в пользу утверждения о том, что договор воздушной перевозки пассажиров и багажа - это договор присоединения. Таковым признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли бы быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (п. 1 ст. 428 ГК РФ). Формуляром или стандартной формой, содержащей все существенные условия договора перевозки, является пассажирский билет. Факт покупки лицом билета и следует рассматривать как принятие указанных в нем условий, что автоматически влечет заключение договора перевозки. Однако, как справедливо отмечается, степень свободы гражданина при заключении договора с коммерческой транспортной организацией практически равна нулю: он выбирает перевозчика, пункт назначения и условия перевозки из числа предлагаемых. Заключив договор перевозки, пассажир присоединяется к предложению перевозчика, подчиняясь установленным перевозчиком правилам*(17).

Договор перевозки багажа обладает рядом черт договора воздушной перевозки пассажира: он является двусторонним, реальным, возмездным, публичным, отвечает признакам договора присоединения. Стороной такого соглашения выступает гражданин-потребитель. Как отмечалось, основное различие договора перевозки пассажира и договора перевозки багажа состоит в том, что первый является консенсуальным, а второй признается реальным. Договор перевозки багажа считается заключенным лишь с момента передачи (вручения) пассажиром перевозчику предмета договора - определенного количества багажа, содержащего предметы, разрешенные законодательством к воздушной перевозке. Разумеется, без передачи предмета договора его исполнение теряет всякий смысл.

Отметим, что договор воздушной перевозки пассажира и багажа имеет специальную форму: его заключение удостоверяется выдачей пассажиру авиационного пассажирского билета, а при сдаче багажа - багажной квитанции (ст. 105 ВК РФ).

Правила международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов определяют билет как перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора и условия международной воздушной перевозки пассажиров и багажа. В этом же документе раскрываются понятия "пассажирский купон" и "полетный купон". Пассажирским купоном является часть билета, удостоверяющая заключение договора воздушной перевозки пассажира и его багажа, "полетный купон" - часть билета, дающая право пассажиру на перелет между указанными в нем пунктами. На багаж пассажира непосредственно при принятии его к перевозке перевозчик выдает багажную квитанцию и багажную бирку.

К пассажирскому билету отечественное законодательство, а также некоторые международно-правовые акты в области гражданской авиации предъявляют ряд обязательных требований. Так, в пассажирском билете должны быть отражены все условия договора воздушной перевозки (касающиеся прав и обязанностей сторон, предметов, запрещенных к перевозке на воздушном судне, ответственности и т.д.). Билет действителен для перевозки пассажира и его багажа от пункта отправления до пункта назначения согласно маршруту и классу обслуживания, указанному в билете. Все перевозочные документы являются именными.

При перевозке зарегистрированного багажа пассажиру выдается багажная квитанция, в которой указываются наименование перевозчика, фамилия и имя пассажира, номер рейса, пункт отправления и пункт назначения, дата отправления, пункты промежуточных посадок, количество мест и вес багажа.

Подчеркнем еще раз: договор воздушной перевозки пассажиров и багажа имеет специальную форму, что значительно отличает его от иных видов договорных обязательств. В связи с этим более детально остановимся на вопросах, относящихся к содержанию данного соглашения.

Содержание договора в науке гражданском праве понимается как совокупность либо прав и обязанностей сторон договора (договор-правоотношение), либо только договорных условий (договор-сделка)*(18).

Главной особенностью содержания договора воздушной перевозки пассажиров и багажа является то, что перевозчик имеет больший объем прав, нежели пассажир, но одновременно несет и дополнительную ответственность. Эта особенность связана с тем, что договор воздушной перевозки является обязательством с участием гражданина-потребителя и направлен на защиту его прав и интересов как "слабой" стороны договора.

Для характеристики любого договора важным является вопрос о его существенных условиях, поскольку он считается заключенным, только если между сторонами достигнуто соглашение по всем его существенным условиям. Анализ легального определения договора воздушной перевозки пассажиров и багажа (п. 1 ст. 103 ВК РФ) позволяет говорить о том, что существенными его условиями следует признать условия о предмете и сроке. Перевозчик обязан оказать услугу пассажиру - перевезти его в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а также доставить его багаж, а пассажир, в свою очередь, - уплатить провозную плату. Срок исполнения данного договора также имеет для сторон принципиальное значение и определяется правилами воздушных перевозок.

Правила международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов определяют пассажира как любое лицо, за исключением членов экипажа, которое перевозится или должно перевозиться на воздушном судне в соответствии с договором воздушной перевозки. Траснферным считается пассажир, который в соответствии с договором международной воздушной перевозки доставляется в пункт трансфера одним рейсом, а далее перевозится другим рейсом того же или иного перевозчика. Транзитный пассажир доставляется далее тем же рейсом, которым он прибыл в промежуточный пункт.

Основной обязанностью пассажира является внесение установленной платы за перевозку (провозной платы) в силу того, что договор является возмездным (ст. 786 ГК РФ, п. 1 ст. 103 ВК РФ). При наличии багажа сверх установленной нормы бесплатного его провоза пассажир доплачивает установленную сумму за такое превышение

Провозная плата устанавливается по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 790 ГК РФ). В настоящее время действует принцип свободных тарифов, в соответствии с которым перевозчик сам устанавливает размер провозной платы, а пассажир самим фактом приобретения билета выражает согласие ее уплатить.

Размер провозной платы должен быть одинаковым для всех пассажиров-потребителей. Однако данное правило не распространяется на случаи бесплатного предоставления транспортных услуг, скидок, оказания дополнительных услуг определенным категориям граждан, если это предусмотрено законодательством или правилами конкретного перевозчика. Например, льготы положены пенсионерам, ветеранам, инвалидам, студентам и т. д. *(19)

Основные права и льготы, предоставляемые пассажиру, перечислены в п. 3 ст. 786 ГК РФ. Нормы ГК РФ имеют приоритет над нормами транспортных уставов и кодексов, из этого следует, что специальное транспортное законодательство не может ограничить перечень прав и льгот, установленных ГК РФ (право пассажира бесплатно или на льготных условиях перевозить детей, ручную кладь в пределах установленных норм, сдавать багаж к перевозке за плату по тарифу). Специфика прав и льгот пассажиров воздушных судов нашла отражение в ст. 106 ВК РФ.

Помимо внесения провозной платы пассажир обязан соблюдать требования законодательства при пользовании воздушным транспортом. В частности, пассажиру запрещается включать в багаж предметы, которые могут причинить вред воздушному судну, лицам или имуществу, находящимся на борту, или иным образом угрожать безопасности полета. Перечень запрещенных к перевозке предметов указывается в пассажирском билете. Перевозчик определяет предметы, которые могут быть приняты к перевозке в ограниченном количестве и принимаются к транспортировке только после соблюдения таможенных и пограничных формальностей.

В обязанности пассажира входит прохождение предполетного досмотра в целях обеспечения авиационной безопасности (ст. 85 ВК РФ). В случае отказа пассажира от прохождения предполетного досмотра договор воздушной перевозки считается расторгнутым (п. 3 ст. 85 ВК РФ).

Пассажиру принадлежит право одностороннего отказа от исполнения договора воздушной перевозки пассажиров и багажа (ст. 108 ВК РФ). Кодекс не устанавливает конкретных оснований, по которым возможно расторжение пассажиром договора, как это было сделано в ВК СССР 1983 г. Право на односторонний отказ от исполнения договора предоставлено пассажиру как гражданину-потребителю при соблюдении определенных условий. Так, он имеет право отказаться от полета не позднее, чем за 24 часа до отправления воздушного судна, если самим авиаперевозчиком не установлен льготный срок. В этом случае лицу возвращается уплаченная за билет сумма. Если гражданин отказывается от полета позднее установленного срока, то он имеет право получить уплаченную за билет сумму за вычетом сбора, размер которого не может превышать 25% стоимости билета. Удержание сбора перевозчиком можно рассматривать как меру оперативного воздействия, применяемую в одностороннем порядке.

Известны случаи, когда право перевозчика применять такую меру воздействия оспаривалось. В частности, по жалобе гражданина о признании незаконными п. 3.16.3 Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на внутренних воздушных линиях Союза ССР было вынесено решение Верховного Суда РФ от 29 апреля 1998 г. N ГКПИ 98-110*(20). Жалоба была оставлена без удовлетворения, а возможность удержания сбора перевозчиком в соответствии со ст. 108 ВК РФ и названными Правилами была признана соответствующей закону.

Основной обязанностью перевозчика является перевозка пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром багажа - также доставка этого багажа (п. 1 ст. 103 ВК РФ). Таким образом, указание на пункт назначения (прилета) в договоре является его важным элементом, так как, во-первых, это прямо предусмотрено законом (ст. 786 ГК РФ, п. 1 ст. 103 ВК РФ), а во-вторых, при его несоблюдении договор нельзя признать надлежащим образом исполненным. Пункт назначения указывается в расписании движения воздушных судов, а также в пассажирском билете (пассажирском купоне, полетном купоне), в багажной квитанции, на багажных бирках, а также в иных перевозочных документах.

Перевозчик обязан доставить пассажира в пункт назначения в сроки, которые определяются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а если такие сроки не обозначены, то возникает обязанность перевезти пассажира в разумный срок (ст. 792 ГК РФ). В пункте 1 ст. 103 ВК РФ уточняется, что срок доставки пассажира и багажа зависит от установленных перевозчиками правил перевозок. По общему правилу перевозки выполняются по расписанию, согласованному и утвержденному перевозчиком. Однако на практике авиакомпании часто нарушают сроки доставки пассажиров и багажа, ссылаясь на правила внутренних перевозок, в которых не указана обязанность доставить пассажиров и багаж в определенный срок.

Правила международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов устанавливают, что время прибытия и отправления, указанное в билете или других документах, не гарантируется и не является условием договора перевозки. Расписание может быть изменено без предупреждения.

Очевидно, что данные положения ущемляют права пассажиров. Следует согласиться с суждениями о том, что такие установления не имеют юридической силы, поскольку в соответствии со ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей" условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, закрепленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными*(21).

В обязанности перевозчика входит организация обслуживания пассажиров воздушных судов, обеспечение их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и о предоставляемых услугах (п. 1 ст. 106 ВК РФ). Связано это с тем, что пассажир как сторона договора имеет право на информацию, безопасность, выбор услуги и ее качество. Вопросы организации обслуживания пассажиров воздушных судов, обеспечение их точной и своевременной информацией регулируются правилами воздушных перевозок. Например, Правила международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов содержат положения о наземном обслуживании пассажиров, обслуживании на борту воздушного судна, а также о необходимых действиях перевозчика при задержке отправления воздушного судна.

Важнейшей обязанностью воздушного перевозчика является обеспечение безопасности полетов. Авиационной безопасности посвящена глава 12 ВК РФ, соответствующие положения содержатся в правилах перевозок, а также нормативных актах правоохранительных органов. Хотя положения об обеспечении безопасности полетов не имеют гражданско-правового характера и непосредственно не относятся к договорному регулированию воздушных перевозок, точное следование им является важным условием надлежащего исполнению договора воздушной перевозки пассажиров и багажа.

Законом предусмотрены случаи одностороннего отказа перевозчика от исполнения договора воздушной перевозки пассажиров и багажа (ст. 107 ВК РФ). Практически все основания такого отказа к гражданско-правовой категории не относятся (нарушение пассажиром паспортных, таможенных и иных правил, отказ пассажира выполнять требования федеральных авиационных правил, неудовлетворительное состояние здоровья, обнаружение в вещах пассажира предметов, запрещенных к воздушной перевозке, и т.д.). Приведенный перечень причин демонстрирует влияние публично-правовых предписаний на договорные отношения по перевозке пассажиров и багажа. Наличие таких положений в законодательстве продиктовано спецификой функционирования воздушного транспорта, требующей обеспечения безопасности полетов и охраны жизни и здоровья пассажиров и экипажа.

Однако необходимо отметить, что пассажир как гражданин-потребитель имеет определенные гарантии соблюдения своих прав во избежание произвольного толкования положений ст. 107 ВК РФ перевозчиком. Так, при прекращении по инициативе перевозчика в одностороннем порядке договора воздушной перевозки пассажиров и багажа пассажир имеет право на возврат суммы, уплаченной за билет (п. 2 ст. 107 ВК РФ). Однако плата за перевозку пассажиру не возвращается, в случае если он нарушил правила поведения на борту воздушного судна, создал угрозу безопасности полета или жизни и здоровью других пассажиров, а также не выполнил необходимых распоряжений командира воздушного судна.

Ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение транспортного обязательства является одним из его важных элементов. Общие положения об ответственности сторон за неисполнение либо ненадлежащее исполнение транспортных обязательств имеются в ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 793 в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами и соглашением сторон.

Однако ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение договора воздушной перевозки имеет специфические особенности, нашедшие отражение в специальном транспортном законодательстве.

В науке гражданского права неоднократно высказывалось мнение об особом характере ответственности перевозчиков в транспортных обязательствах. Такая ответственность традиционно рассматривается как ограниченная имущественная, поскольку с транспортной организации можно взыскать лишь реальный ущерб. Принцип ограниченной имущественной ответственности перевозчика неоднократно критиковался учеными*(22).

Ответственность перевозчика наступает в случаях утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, а также вещей, находящихся при пассажире (ст. 796 ГК РФ, ст. 118, 119 ВК РФ), в случае просрочки доставки пассажира и багажа (ст. 120), а также в случае причинения вреда жизни или здоровью пассажира воздушного судна (ст. 800 ГК РФ, ст. 117 ВК РФ).

За утрату, недостачу, повреждение (порчу) багажа, а также вещей, находящихся при пассажире, перевозчик несет ответственность в случае, если он принимает багаж пассажира к перевозке и не выдает его в пункте назначения, либо выдает в поврежденном состоянии, либо количество сданного пассажиром к перевозке багажа не соответствует полученному по окончании перевозки.

Условием наступления имущественной ответственности является вина перевозчика (п. 1 ст. 796 ГК РФ). Он отвечает за утрату, недостачу, повреждение, порчу багажа, если не докажет, что данные последствия не явились результатом совершенных умышленно действий (бездействия) перевозчика или произошли не во время воздушной перевозки (п. 3 ст. 118 ВК РФ).

Необходимо отметить, что п. 3 ст. 796 ГК РФ предусматривает необходимость возврата провозной платы, взысканной с пассажира за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного багажа, однако ВК РФ такой возможности не предусматривает. В этом случае применению подлежит норма ГК РФ.

Перевозчик отвечает также за сохранность находящихся при пассажире вещей (ручной клади), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) этих вещей произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить, и устранение которых от него не зависело, либо умысла пассажира (п. 2 ст. 118 ВК РФ).

Что касается размера ответственности, то в случае утраты, недостачи, повреждения (порчи) багажа пассажира с объявленной ценностью возмещается сумма, равная объявленной ценности багажа. За воздушную перевозку багажа с объявленной ценностью с пассажира взимается дополнительная плата, размер которой устанавливается договором воздушной перевозки багажа. Если багаж не имеет объявленной ценности, возмещается его реальная стоимость, но она не может превышать двух установленных федеральным законом минимальных размера оплаты труда (МРОТ) за килограмм веса багажа.

Ответственность при утрате, недостаче (порче) вещей, находящихся при пассажире, выражается также в возмещении их стоимости. Стоимость багажа, а также вещей, находящихся при пассажире, определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при ее отсутствии - исходя из средней цены на аналогичный товар. Если стоимость установить невозможно, то размер возмещения ограничивается не более чем десятью установленными федеральным законом МРОТ за килограмм веса (п. 2 ст. 119 ВК РФ).

Ответственность воздушного перевозчика возникает и при просрочке доставки пассажира и багажа (ст. 795 ГК РФ, ст. 120 ВК РФ).

За задержку отправления или опоздание прибытия транспортного средства (просрочке доставки пассажира и багажа) перевозчик обязан уплатить пассажиру штраф, если не докажет, что просрочка доставки имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожавшей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст. 795 ГК РФ). Размер штрафа составляет 25% установленного федеральным законом МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы.

Однако данное основание освобождения воздушного перевозчика от ответственности не бесспорно. Как справедливо отмечает В.В. Залесский, ссылка воздушно-транспортного предприятия на то, что к очередному рейсу самолет не может быть подан "в связи с задержкой в аэропорту отправления", не должна приниматься во внимание, так как перевозчик должен выполнить свои обязательства, предоставив пассажирам другое воздушное судно. Не должны приниматься во внимание и такие обстоятельства, как несвоевременная заправка самолета топливом, отсутствие денежных средств для оплаты услуг наземных служб аэропорта и т.д. Все эти обстоятельства охватываются риском предпринимательской деятельности, которую ведут коммерческие транспортные организации*(23).

В случае отказа пассажира от полета по причине задержки транспортного средства перевозчик обязан вернуть пассажиру провозную плату полностью.

Важной особенностью договора воздушной перевозки пассажиров и багажа является то, что законодатель предусматривает ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира воздушного судна (ст. 800 ГК РФ, ст. 117 ВК РФ). Ответственность перевозчика в данном случае имеет внедоговорный (деликтный) характер и определяется по правилам главы 59 ГК РФ. Это означает установление более строгой ответственности воздушного перевозчика, так как согласно ст. 1079 ГК РФ деятельность, связанная с использованием транспортных средств, относится к категории повышенной опасности, и ответственность причинителя такого вреда наступает независимо от его вины. В частности, согласно ст. 1079 ГК РФ граждане и юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (например, использование транспортных средств), обязаны возместить вред, если не докажут, что он был нанесен вследствие действия непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Таким образом, обязательными условиями ответственности перевозчика за причинение вреда источником повышенной опасности являются наличие вреда, противоправность поведения потерпевшего и наличие причинной связи между его противоправным поведением и наступлением вреда.

Разумеется, ответственность может наступить только при причинении вреда в процессе осуществления воздушной перевозки. В этих целях ВК РФ указывает, что перевозка пассажира включает в себя период с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром (п. 2 ст. 117 ВК РФ).

Учитывая, что стороной договора воздушной перевозки пассажиров и багажа является гражданин-потребитель, законодательство предусматривает дополнительные обязанности авиакомпании, направленные на преодоление неравенства сторон. Следовательно, в данном случае применяются не только нормы ГК РФ и ВК РФ, но и положения Закона РФ "О защите прав потребителей" о сроках выполнения работ и оказания услуг, о правах потребителя при обнаружении недостатков оказанной услуги, о последствиях нарушения исполнителем сроков оказания услуги (ст. 27-29 и др.).

Законодательство о защите прав потребителя предоставляет пассажиру право взыскания с перевозчика денежных сумм в качестве возмещения морального вреда при неисполнении либо ненадлежащем исполнении договора воздушной перевозки пассажира и багажа. Моральный вред подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. При этом установление размера компенсации относится к компетенции суда. Моральный вред подлежит возмещению независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков*(24). Иски, касавшиеся взыскания морального вреда с перевозчика, уже встречались в судебной практике.

Так, супруги А. обратились к акционерному обществу "Читаавиа" с иском о возмещении морального вреда, ссылаясь на то, что они должны были возвращаться из г. Анапы к месту постоянного жительства самолетом ответчика по маршруту Москва-Чита, но вылет неоднократно откладывался и состоялся лишь через четыре дня, чем им были причинены значительные неудобства. Решением Читинского областного суда иск был удовлетворен. Судебная коллегия Верховного Суда РФ, рассмотрев жалобу ответчика, решение оставила без изменений, указав, что данные спорные отношения регулируются Законом РФ "О защите прав потребителей" (ст. 13), в связи с чем истцы имеют право на возмещение морального вреда, причиненного ответчиком, несмотря на то, что Воздушным кодексом такое право пассажиров не предусмотрено*(25).

Важной особенностью ответственности воздушного перевозчика является то, что транспортное законодательство допускает возможность заключения соглашений между пассажиром и перевозчиком о повышении ответственности перевозчика по сравнению с пределами, установленными ВК РФ и международными договорами Российской Федерации (ст. 123 ВК РФ).

В.В. Молчанов

"Законодательство", N 7, июль 2006 г.