Лизинг в "оборонке"
(Федорченко В. Н.)
("ЭЖ-Юрист", 2007, N 18)
Текст документа
ЛИЗИНГ В "ОБОРОНКЕ"
В. Н. ФЕДОРЧЕНКО
Виктор Николаевич Федорченко, референт группы законодательного обеспечения деятельности ФГУП "Рособоронэкспорт", соискатель военного университета.
Сегодня в рамках развития сотрудничества военно-технических систем России и иностранных государств можно выделить ряд актуальных проблем законодательного характера. К их числу следует отнести вопросы правового и финансового характера в данной области, касающиеся повышения инвестиционной привлекательности российских организаций оборонно-промышленного комплекса с помощью финансовой аренды (лизинга) продукции военного назначения.
В мировой практике торговли оружием данный вид сделок широко применяется. В полной мере лизинговые операции с продукцией военного назначения (далее - ПВН) используют США (передача самолетов F-16 странам Центральной и Восточной Европы, кораблей для Чили и Бразилии).
Распространение финансовой аренды во многих странах мира, национальные различия в правовом регулировании договора лизинга обусловили потребность в унификации правил о международном лизинге. В рамках Международного института по унификации частного права (УНИДРУА) в Оттаве 28 мая 1988 г. была подписана Конвенция о международном финансовом лизинге (далее - Конвенция). В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.02.98 "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге" Российская Федерация присоединилась к Конвенции в феврале 1998 г.
Российское законодательство в области лизинговых операций преимущественно было ориентировано на развитие предпринимательской деятельности в отношении продукции, свободной в обращении, и запрещало лизинговые операции с имуществом, ограниченно оборотоспособным, каким является ПВН, а именно вооружением и военной техникой (далее - ВиВТ).
В ст. 3 Федерального закона от 29.10.98 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон о лизинге) установлено, что предметом лизинга не может быть имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения. В соответствии с общим положением, закрепленным в п. 1 ст. 607 Гражданского кодекса РФ, законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается.
Согласно положениям части 1 ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав в зависимости от их оборотоспособности делятся на три группы:
- объекты, свободные в обороте;
- объекты, изъятые из оборота и виды которых должны быть прямо указаны в законе;
- объекты, ограниченно оборотоспособные, то есть объекты гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота или нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению и виды их определены особым порядком обращения.
Химическое оружие в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 02.05.97 N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия" является объектом, изъятым из хозяйственного оборота. ПВН относится к продукции, определенной в Указе Президента РФ от 22.02.92 N 179 "О видах продукции (работ и услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена", ограниченной в обороте.
Существовавшее ограничение в Законе о лизинге на передачу в финансовую аренду ВиВТ не позволяло до 2006 года субъектам военно-технического сотрудничества (далее - субъекты ВТС) осуществлять указанную деятельность в полном объеме. Для решения этой проблемы Госдумой РФ был принят и вступил в действие 7 августа 2006 г. Федеральный закон от 26.07.2006 N 130-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)", законодательно закрепивший осуществление лизинга ПВН в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в области ВТС.
Вместе с тем существует ряд особенностей, которые необходимо учитывать при осуществлении лизинговых операций с вооружением и военной техникой. Продукция военного назначения - это особый объект имущества, передаваемого в лизинг.
В ст. 1 Федерального закона от 19.07.98 N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (далее - Закон о ВТС) лизинг ПВН отнесен к услугам в области ВТС, которые являются предметом сделок при осуществлении внешнеторговых операций в отношении ПВН. Законом о ВТС порядок осуществления финансовой аренды ПВН, а также передачи указанной продукции в финансовую аренду иностранным заказчикам не установлен.
Однако в силу ст. 9 Закона о ВТС порядок осуществления военно-технического сотрудничества, в том числе и оказания услуг в военно-технической области (среди которых предусмотрена финансовая аренда ПВН), определяется Президентом РФ. В настоящее время такой порядок частично закреплен в Положении о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, утвержденном Указом Президента РФ от 10.09.2005 N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" (далее - Положение и Указ N 1062).
В п. 2 Положения установлено, что передача в лизинг ПВН при осуществлении ВТС производится в соответствии с решениями Президента РФ, Правительства РФ, ФСВТС России.
Между тем следует учитывать, что Президент РФ в Указе N 1062 не определил, какую именно ПВН из всех видов, указанных в ст. 1 Закона о ВТС, можно передавать в лизинг.
Закон о лизинге (ст. 3) конкретизирует, что предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи. Соответственно, из всех видов ПВН, указанных в ст. 1 Закона о ВТС, предметом лизинга могут быть только те виды продукции, которые имеют вещественный характер. Их можно условно разделить на группы:
вооружение и военная техника - комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, в том числе средств доставки, системы наведения, пуска, управления и связи;
инженерно-технические сооружения, оборудование для боевого применения вооружения и военной техники, специальное оборудование для производства, ремонта, модернизации и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники;
учебное оружие (макеты, тренажеры и имитаторы различных видов вооружения и военной техники).
Если образцы ПВН из указанных групп внесены в список продукции военного назначения, разрешенной Президентом РФ к передаче иностранным заказчикам (список N 1), то лизинг ее осуществляется по решениям Правительства РФ или ФСВТС России. Однако ПВН, не включенная в список N 1, может передаваться в лизинг исключительно по решению Президента РФ.
Субъекты лизинговых отношений в области ВТС
К субъектам лизинговых отношений рынка российской ПВН относятся: лизингодатели, лизингополучатели и продавцы, которыми являются организации - разработчики и производители вооружения и военной техники. Основными субъектами лизинга ПВН, то есть сторонами договора лизинга, являются лизингодатель и лизингополучатель.
Лизингодатель в области ВТС - это российский субъект ВТС, приобретающий вооружение и военную технику у организации - разработчика и производителя ПВН и передающий ее по договору лизинга лизингополучателю - иностранному субъекту ВТС.
В области ВТС лизингодателями могут быть субъекты ВТС, а именно государственный посредник - специализированное федеральное государственное унитарное предприятие "Рособоронэкспорт". Важно, что субъекты ВТС, получившие право внешнеторговой деятельности в отношении ПВН (поставок запасных частей, агрегатов, узлов, приборов комплектующих изделий, специального, учебного и вспомогательного имущества), лизингодателями быть не могут. Президент РФ в своем распоряжении от 16.09.2002 N 422-рп не уполномочил ФСВТС России предоставлять указанным субъектам ВТС право осуществления лизинговых операций с ПВН.
Лизингополучатель в области ВТС - это юридическое лицо, которым может быть как иностранный субъект ВТС, принимающий (или получающий) по договору лизинга во временное владение и пользование российское вооружение и военную технику, так и российская организация оборонно-промышленного комплекса, получающая иностранное оружие по договору лизинга.
Продавец продукции военного назначения - это юридическое лицо, российское или иностранное, являющееся владельцем ПВН, выбранной лизингополучателем, и заключающее с лизингодателем (государственным посредником ФГУП "Рособоронэкспорт") договор ее купли-продажи. Функции продавца российской ПВН на рынке лизинговых услуг выполняют организации ОПК - производители финальных образцов вооружения и военной техники.
К характерным отличительным чертам сделок финансовой аренды вооружения и военной техники в области ВТС можно отнести следующие.
Во-первых, иностранный лизингополучатель ПВН не в полной мере самостоятельно определяет конкретный образец вооружения и военной техники, а также необходимые тактико-технические характеристики закупаемой продукции и организацию - разработчика и производителя ПВН (продавца). В п. 2 Положения о порядке рассмотрения обращений иностранных заказчиков и согласования проектов решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству о поставках продукции военного назначения, утвержденного Указом N 1062, установлено, что субъект ВТС (который в лизинговых отношениях выступает лизингодателем) по поручению ФСВТС России организует проработку обращения иностранного заказчика (лизингополучателя) с соответствующими федеральными агентствами, а также с относящимися к сфере их деятельности организациями - разработчиками и производителями военной продукции в целях установления возможности поставки ПВН, сроков ее изготовления и поставки.
Определение исполнителя контракта на поставку ПВН осуществляется федеральным агентством, к сфере деятельности которого относится организация-продавец. В данном случае с Минобороны России согласовываются также экспортная комплектация и тактико-технические характеристики передаваемой в лизинг ПВН.
Такой установленный российским законодательством в области ВТС подход в отношении ПВН, в том числе и лизинга вооружения и военной техники, значительно ограничивает иностранных субъектов ВТС - лизингополучателей в выборе российского разработчика и производителя, а также военной продукции.
Во-вторых, при передаче в лизинг российского вооружения и военной техники лизингодателями могут быть только организации (субъекты ВТС), которые имеют право на передачу ПВН в лизинг.
Иностранное вооружение и военная техника могут приобретаться в лизинг у зарубежного производителя только государственным посредником - ФГУП "Рособоронэкспорт" как для последующей ее передачи предприятиям ОПК, так и для передачи в Минобороны России или субъектам ВТС. При совершении таких сделок ФГУП "Рособоронэкспорт" будет являться лизингодателем в связи с лизинговым соглашением, которое будет заключено в соответствии с Положением на основании решения Правительства РФ или ФСВТС России. В случае же приобретения в лизинг военной продукции иностранного государства, не входящего в утвержденный Президентом РФ список N 2, решение принимается Президентом РФ.
Российские организации ОПК при приобретении иностранного вооружения и военной техники в лизинг не могут являться лизингодателями, так как такая деятельность носит посреднический характер. Законодательство в области ВТС запрещает любую посредническую деятельность, за исключением государственной посреднической деятельности, осуществляемой государственным посредником (см. п. 13 Положения о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения - Указ Президента N 1062).
В-третьих, вступление в силу лизинговой сделки в отношении ПВН происходит только после принятия всех государственных разрешительных процедур в области ВТС. Внешнеторговые цены (арендные платежи), подлежащие оплате по лизинговому договору, рассчитываются и согласовываются государственным посредником с ФСВТС России.
Формы финансовой аренды продукции военного назначения
Как отмечает В. В. Кудашкин, нормы Закона о лизинге относятся к материальным нормам внутреннего законодательства, непосредственно регулирующим гражданские правоотношения с иностранным элементом, и, в частности, распространяющимся и на область ВТС. В ст. 5 указанного Закона установлено, что лизинговые компании могут быть как резидентами РФ, так и нерезидентами (см.: Кудашкин В. В. Материально-правовые нормы как источник российского международного частного права // СПС КонсультантПлюс).
Статьей 7 Закона о лизинге определены две формы лизинга:
внутренний - когда лизингодатель, лизингополучатель и продавец продукции военного назначения являются резидентами Российской Федерации. Такая форма лизинга не относится к области военно-технического сотрудничества в силу отсутствия иностранного элемента;
международный - когда лизингодатель или лизингополучатель ПВН является нерезидентом Российской Федерации. Данная форма лизинга - одно из перспективных направлений военно-технического сотрудничества.
В соответствии со ст. 10 Закона о лизинге, если лизингодателем является резидент РФ (то есть предмет лизинга находится в его собственности), то договор международного лизинга регулируется Законом о лизинге и российским законодательством.
Необходимо обратить внимание, что данное положение Закона о лизинге небезупречно, так как Россия является участницей Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге. Сфера действий данной Конвенции определяется в зависимости от того, где осуществляют свою деятельность участники лизинговых отношений, а то обстоятельство, кто является собственником лизингового имущества, не имеет правового значения. Поэтому в тех случаях, когда лизингодатель, лизингополучатель и продавец осуществляют свою деятельность на территории государств - участников Конвенции или когда договор поставки (купли-продажи) и договор лизинга подчиняются праву одного из государств - участников Конвенции, отношения сторон должны регулироваться именно Конвенцией, а не внутренним законодательством стран.
Кроме того, следует учитывать жесткие требования российского законодательства в отношении лизинга ПВН. В данном случае применимость российского законодательства в области ВТС осуществляется на основании п. 2 ст. 6 Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге. Речь идет о вопросах, которые Конвенцией не регулируются: вступление в силу лизинговых отношений, предмет сделки определяется в решениях уполномоченных государственных органов; ввоз (вывоз) ПВН разрешается на основании лицензий, выдаваемых ФСВТС России (см. Положение о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения - Указ N 1062).
Вышеперечисленные и другие специальные вопросы не относятся к предмету регулирования лизинговых отношений в указанной Конвенции, и соответственно применяемое право определяется на основании норм международного частного права. То есть если одной из сторон лизингового соглашения является российская организация, то действует ст. 1192 ГК РФ о применении императивных норм, имеющих особое значение, к которым относится большинство норм законодательства в области ВТС.
В целях исключения неоднозначности в вопросах применения норм международного права или специального российского законодательства о финансовой аренде к лизинговым отношениям в области ВТС Федеральным законом от 26.07.2006 N 130-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" были внесены изменения, которые в дальнейшем позволят государственному посреднику ФГУП "Рособоронэкспорт" повысить эффективность своей деятельности в проведении активной маркетинговой политики на мировом рынке оружия, своевременно реагировать на изменения в конъюнктуре и рынка ПВН, расширять географию поставок.
Вместе с тем возникает вопрос: нужен ли в связи с изданием указанного Закона специальный подзаконный нормативный правовой акт, регулирующий порядок осуществления лизинговых операций в области ВТС? Специфика разрешительного порядка в области ВТС, наличие нетипичных договорных отношений при поставках вооружения и военной техники, отсутствие в Указе N 1062 порядка, непосредственно определяющего осуществление лизинга ПВН, предполагает разработку такого специального нормативного акта, учитывающего особенности реализации лизинговых договоров в данной области.
Таким образом, правовое регулирование лизинговых отношений в области экспорта вооружения требует дальнейшего совершенствования и корректировки на уровне принятия Президентом РФ отдельного решения, касающегося осуществления лизинговых операций с учетом особенностей правового регулирования военно-технического сотрудничества.
Название документа