К вопросу об инсайде

(Елизарова Н.)

("ЭЖ-Юрист", 2007, N 18)

Текст документа

К ВОПРОСУ ОБ ИНСАЙДЕ

Н. ЕЛИЗАРОВА

Наталья Елизарова, главный специалист отдела методологии правовой, договорной работы и законодательных инициатив ОАО "Мосэнергосбыт", старший преподаватель кафедры правовых дисциплин МФЮА.

Отсутствие действенных механизмов правового регулирования использования инсайдерской информации ставит перед законодателем задачу по созданию особой системы регулирования, включающей как правовую, так и организационную составляющие. До настоящего времени не принят федеральный закон, который бы установил порядок функционирования и ценообразования на рынке ценных бумаг, закрепил механизмы защиты прав и законных интересов лиц, совершающих сделки с ценными бумагами, и установил контроль за деятельностью инсайдеров.

На сегодняшний день термины "инсайд", "инсайдерская информация" в Российской Федерации законодательно не определены, что вызывает сложности в правоприменительной практике. Однако в ст. 31 Закона о рынке ценных бумаг дается определение служебной информации, под которой понимается "любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг".

К лицам, владеющим служебной информацией, Законом отнесены:

- члены органов управления эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором;

- аудиторы эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг;

- служащие государственных органов, имеющие в силу контрольных, надзорных или иных полномочий доступ к указанной информации: сотрудники ФСФР РФ, ЦБ РФ и пр.

Представляется, что перечень субъектов, указанный в данной статье, нельзя считать исчерпывающим в силу следующего:

- в соответствии с действующим гражданским законодательством РФ структура органов юридического лица определяется ГК РФ, соответствующими законами, а также внутренними документами конкретного юридического лица;

- Закон о рынке ценных бумаг запрещает заключать сделки с использованием служебной информации только лицам, располагающим такой информацией. Следовательно, привлечение к ответственности третьих лиц, ставших обладателями служебной информации, представляется весьма затруднительным, а на практике и невозможным.

Данное обстоятельство предоставляет чрезвычайно широкие возможности для безнаказанного использования служебной информации, процветания инсайдерской торговли на российском рынке ценных бумаг. Можно сделать вывод: обозначенный перечень является неполным, и хотя в целом понятия "инсайдерская информация" и "служебная информация" во многом схожи, отождествлять их было бы неправильно.

Критерий определения инсайдерской информации

Исследование законодательства стран с развитым финансовым рынком показывает, что главной особенностью, по которой законодатель относит ее к разряду инсайдерской, является характер информации, используемой при осуществлении сделок с акциями. Данный признак прямо включен в определение инсайдерской информации, содержащееся в Директиве 2003/6/EC "Об инсайдерской деятельности и рыночном манипулировании (злоупотреблениях на рынке)". (Directive 2003/6/EC of the European Parliament and of the Council of 28 January 2003 on insider dealing and market manipulation (market abuse) OJL 096, 12.04.2003. P. 0016 - 0025.)

Пункт 1 ст. 1 Директивы 2003/6/EC определяет инсайдерскую информацию как информацию, публично не раскрытую, обладающую известной ценностью, относящуюся к одному или нескольким эмитентам финансовых инструментов либо к одному или нескольким таким инструментам, которая в случае раскрытия непременно окажет значительное влияние на котировки финансовых инструментов или соответствующих деривативов.

В соответствии с законодательством США (см.: Basic, Inc. v. Levinson, 485 U. S. 224. 1988) информация признается значимой, существенной, если среднестатистический инвестор ожидает, что она может повлиять на изменение цены акций. Аналогичный подход применяется в законодательстве ряда других стран (см.: Борьба с правонарушениями на зарубежных фондовых рынках: Законодательство и практика / Авт.-сост. Я. М. Миркин, И. В. Редькин. М.: МРО ФКЦБ РФ; Финансово-деловой дом "Деловой экспресс". 2000).

Таким образом, можно сделать вывод: законодательство стран с развитым финансовым рынком выделяет два признака, по которым информация признается инсайдерской: информация должна быть существенной, значимой и недоступной широкому кругу инвесторов.

Справедливости ради следует заметить, что п. 1 ст. 33 Закона установлен запрет на использование служебной информации и ее передачу для совершения сделок третьим лицам. Данная норма хоть формально и соответствует мировому опыту регулирования инсайдерской торговли, представляется неполной, так как в соответствии с законодательством развитых стран правонарушением признается не только передача инсайдерской информации, но и заключение на ее основе сделок. Кроме того, указанный Закон не дает ответа на вопрос, как доказать, что лицо осуществляло передачу третьим лицам информации именно для заключения последними сделок.

На современном этапе развития правового регулирования инсайдерской информации огромную роль в установлении ее законного режима играет Кодекс корпоративного поведения (распоряжение ФКЦБ России от 04.04.2002 N 421/р "О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения" // Вестник ФКЦБ России. 2002. N 4). На сегодняшний день это единственный нормативный документ, который дает определение инсайдерской информации и регламентирует порядок ее использования.

Кодекс определяет инсайдерскую информацию как существенную информацию о деятельности общества, акциях и других ценных бумагах общества и сделках с ними, которая не является общедоступной и раскрытие которой может оказать существенное влияние на рыночную стоимость акций и других ценных бумаг общества. Кодекс носит рекомендательный характер, однако большинство российских компаний осознали важность урегулирования порядка использования инсайдерской информации, и многие из них ведут активную работу по созданию и утверждению внутренних документов, регламентирующих режим инсайдерской информации.

К примеру, в ноябре 2005 г. советом директоров ОАО "Мосэнергосбыт" было утверждено Положение об информационной политике (http://www. mosenergosbyt. ru/files/inf-politika. pdf), регламентирующее основные принципы, порядок и формы раскрытия инсайдерской информации акционерам и потенциальным инвесторам, а также устанавливающее порядок и сроки ее предоставления. В октябре 2006 г. совет директоров утвердил Кодекс корпоративного управления, который не только учел нормы российского законодательства, но и включил в себя ряд общепризнанных международных стандартов корпоративного управления (http://www. mosenergosbyt. ru/files/kodeks. pdf). Наличие подобных документов вносит серьезные изменения как в процесс раскрытия информации о деятельности компании, так и в работу сотрудников, каждый из которых незаметно для себя может оказаться инсайдером.

Ответственность за незаконное использование

инсайдерской информации

Говоря об ответственности за незаконное использование инсайдерской информации, нужно отметить следующее: в большинстве развитых стран закон относит эти деяния к уголовным преступлениям и устанавливает ответственность за их совершение (от штрафа до тюремного заключения). Например, в США за использование инсайдерской информации законом предусмотрен штраф до 2,5 млн. долларов либо тюремный срок от 10 до 25 лет; в Германии - штраф до 1,5 млн. евро и до 5 лет тюрьмы и т. д.

На современном этапе развития российского законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг, вопрос, связанный с привлечением лиц к ответственности за незаконное использование и передачу инсайдерской информации, остается одним из самых острых, поскольку ответственность за обозначенное преступление непосредственно не предусмотрена. В то же время существует ряд смежных правонарушений, с помощью применения которых может быть предпринята попытка наказать инсайдера.

Закон о рынке ценных бумаг налагает на лиц, обладающих служебной информацией, ряд ограничений. Во-первых, он запрещает использовать ее для заключения сделок; во-вторых, передавать такую информацию для совершения сделок третьим лицам. Пункт 2 ст. 33 Закона устанавливает, что лица, заключившие сделки с использованием служебной информации и нарушившие требования о передаче такой информации третьим лицам, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

Пункт 2 ст. 139 ГК РФ устанавливает ответственность в виде возмещения убытков за незаконное разглашение и за незаконное получение информации, составляющей служебную и коммерческую тайну.

За разглашение служебной и коммерческой тайны трудовым законодательством предусмотрена дисциплинарная ответственность. При наличии достаточных доказательств факта нарушения требования о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, на основании подп. "в" п. 6 ст. 81 ТК РФ работодатель вправе уволить работника.

За использование служебной информации для заключения сделок на рынке ценных бумаг в отношении лиц, располагающих указанной информацией в силу служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, а равно за передачу служебной информации для совершения сделок третьим лицам законодательством предусмотрена административная ответственность. В соответствии со ст. 15.21 КоАП РФ ФСФР России вправе наложить на должностных лиц административный штраф в размере от 20 до 30 МРОТ.

Уголовная ответственность, предусмотренная ст. 183 УК РФ (см.: СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954), установлена за преступления, предметом которых являются сведения, составляющие коммерческую тайну, а также за их незаконное разглашение или использование. Кроме того, ст. 201 УК РФ говорит об уголовной ответственности лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, за использование информации вопреки интересам данной организации.

На сегодня действующее законодательство в сфере инсайдерской информации нельзя назвать эффективным. Содержащийся в правовых актах механизм регулирования служебной и тому подобной информации не позволяет достаточно эффективно решать вопросы использования инсайдерской информации, а положения Закона о рынке ценных бумаг, регулирующие использование служебной информации, имеют множество недостатков.

К вопросу о законопроекте

Все законодательные инициативы, которые уже не раз выдвигались ФКЦБ России и ФСФР России, до последнего времени не находили отражения в жизни. Первый вариант закона об инсайдерской информации был разработан ФКЦБ РФ еще в 1999 году. В последнее время ситуация начала меняться. В ноябре 2005 г. Межведомственная комиссия по безопасности в сфере экономики Совета безопасности рекомендовала Правительству разработать новую концепцию развития фондового рынка, в рамках которой законопроект об инсайдерской информации и манипулировании ценами начал переписываться заново.

В настоящий момент законопроект носит название "О злоупотреблениях на организованных и финансовых рынках". В конце марта этого года законопроект был одобрен Минюстом России и направлен в Правительство. Однако в ходе правовой экспертизы Минюстом было установлено, что документ нуждается в серьезной доработке, в частности в нем не раскрыты термины "инсайдерская информация", "инсайдеры", "манипулирование рынком", а понятия "финансовые инструменты" и "производные финансовые инструменты" требуют дополнительного уточнения.

Новая версия закона создает максимально широкий список потенциальных инсайдеров, действия которых на рынке может регулировать ФСФР России; меняется схема расследования фактов незаконного использования инсайдерской информации и т. д. (подробнее см.: Запрет на манипулирование распространится на всех // Деньги. 2006. N 25 (581). С. 28).

В заключение заметим, что отсутствие четкой и глубоко проработанной правовой базы в сфере регулирования инсайдерской информации может еще не раз стать причиной возникновения самых разных конфликтов, разрешение которых усматривается в принятии нового закона, способного урегулировать возникающие споры.

------------------------------------------------------------------

Название документа