Производственный травматизм

(Збышко Б., Минжурова Е.) ("Законность", 2007, N 6) Текст документа

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ

Б. ЗБЫШКО, Е. МИНЖУРОВА

Збышко Б., доктор экономических наук.

Минжурова Е., аспирант НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ.

По оценкам Международной ассоциации социальной безопасности, в мире ежегодно происходит 125 млн. несчастных случаев на производстве, в результате которых погибает до 220 тыс. человек. В странах ЕС гибнут до 8 тыс. работающих, почти 10 млн. становятся жертвами несчастных случаев и приобретают профессиональные заболевания. Россия по уровню производственного травматизма занимает одно из первых мест в мире. При этом ущерб от производственного травматизма превышает почти 1 млрд. долларов. Это вызвано тем, что система управления охраной труда не соответствует современным экономическим и трудовым отношениям. Многие российские работодатели пытаются таким образом "сэкономить" средства, обеспечивающие безопасные условия труда работников, а в результате подвергают опасности их здоровье и жизнь. По данным профсоюзов на производстве ежегодно гибнет свыше 2 млн. человек, из них около 600 тыс. - в трудоспособном возрасте. К 2016 г., по прогнозу Росстата, коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на тысячу трудоспособных) возрастет по сравнению с 2005 г. на 20% <1>. -------------------------------- <1> Российская газета. 2006. 23 мая.

Согласно статистике, половина несчастных случаев происходит вследствие того, что на производстве нет необходимых средств защиты либо они неправильно эксплуатируются. В среднем российские работодатели тратят на приобретение средств защиты около 1500 - 3500 руб. в год на человека, тогда как в Европе - около 5000 евро. Многие работодатели полагают, что защитить работников современными и надежными средствами защиты по карману только крупным компаниям. К сожалению, мелкие и средние фирмы такой возможности лишены, так как все расходы лягут тяжелым бременем на самого работника. При этом ежегодно российские предприятия выплачивают около 30 млрд. руб. на пособия и больничные, связанные с несчастными случаями на производстве. В настоящее время возмещение медицинских расходов работникам, получившим травму на производстве или имеющим профессиональное заболевание, производится по новому документу, который называется Порядком об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2006 г. По сравнению с ранее принятым в 2001 г. Положением указанный документ значительно расширен - в нем четко разъяснен механизм получения компенсаций, урегулировано, как и в каких случаях должны предоставляться ранее существовавшие компенсации. В общей структуре причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, произошедших в России в 2005 г., более 23% занимают причины организационного характера (неудовлетворительная организация производства работ), 10,2% случаев произошло в результате нарушения правил дорожного движения. В то же время доля несчастных случаев с тяжелыми последствиями, причинами которых послужили нарушения технологического процесса, составляет 6,7%. Доля несчастных случаев с тяжелыми последствиями, обусловленных недостатками в организации и проведении подготовки работников по охране труда, - 6,42%. Вследствие неудовлетворительного содержания и недостатков организации рабочих мест произошло 6,41% несчастных случаев, по иным причинам - 46,56%. В нарушение требований Трудового кодекса РФ и Постановления Правительства РФ "О мерах по улучшению условий охраны труда" от 26 августа 1995 г. на многих предприятиях и в организациях ликвидированы службы охраны труда, основной деятельностью которых было улучшение условий и охраны труда, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний. И только в 2004 г. в 71 регионе страны открылись центры внедрения современных средств охраны труда на базе региональных инспекций охраны труда, где менеджеры предприятий, особенно с вредными условиями труда, на добровольной основе учатся тому, чтобы эффективно использовать сотни и тысячи из предлагаемых отечественными и мировыми производителями средств индивидуальной защиты человека. На сегодня такие центры - одно из главных звеньев в системе управления и научного сопровождения охраны труда на территории субъектов Федерации. Важно также обратить внимание на вопрос сокрытия фактов производственного травматизма. Многие работодатели сегодня заинтересованы в этом, в частности, для получения скидки на страховой тариф. Поэтому должностные лица сознательно идут на нарушение закона, тем самым искажая статистику. В 2005 г. госинспекции труда выявили и расследовали в установленном порядке 2861 скрытый несчастный случай на производстве (более 13% от общего числа расследованных в 2005 г. несчастных случаев), в том числе 79 групповых несчастных случаев и 268 несчастных случаев со смертельным исходом, 2171 тяжелый несчастный случай <2>. -------------------------------- <2> Доклад Федеральной службы по труду и занятости "О результатах работы в 2005 году по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права". М., 2006. С. 57.

Вместе с тем в КоАП предусмотрено незначительное наказание за сокрытие работодателями несчастных случаев, штраф в размере до 1000 руб., тогда как в странах Евросоюза за это деяние предусмотрены меры воздействия, во много раз превышающие российские, вплоть до уголовной ответственности, потому там это негативное явление носит единичный характер, а статистика травматизма более прозрачная. Кроме того, одна из причин сложившейся неблагополучной обстановки - неудовлетворительное осуществление органами Федеральной инспекции труда надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда на предприятиях всех форм собственности. Во многом это следствие сокращения числа инспекторов при росте числа организаций, что сделало проблематичным систематическое посещение организаций инспектором. В сложившейся ситуации существенно возрастает роль органов прокуратуры по выявлению указанных правонарушений. Анализ материалов прокурорских проверок и данных контролирующих органов свидетельствует о том, что состояние законности в сфере производственного травматизма продолжает оставаться неудовлетворительным. Согласно данным Генеральной прокуратуры РФ в 2005 г. прокурорами на поднадзорных объектах выявлено более 130 тыс. нарушений законодательства об охране труда и производственном травматизме (в 2004 г. - более 60 тыс. нарушений). По материалам проверок прокуроры возбудили 324 уголовных дела и около 10 тыс. виновных лиц наказаны в административном порядке. По протестам прокуроров отменено 5 тыс. незаконных правовых актов, принятых хозяйствующими субъектами и органами государственного контроля, которыми нарушались трудовые права граждан. В целях защиты трудовых прав граждан прокуроры направили в суд около 380 тыс. исков. В ходе проведения проверок прокуроры выявляют различные нарушения законодательства об охране труда и правил техники безопасности, которые приводят к несчастным случаям на производстве, в том числе со смертельным исходом. Практика привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения законодательства о труде, показывает, что наложение дисциплинарного взыскания, назначение административного штрафа, в том числе и за неисполнение законных требований прокурора, дисквалификация не всегда приводят к устранению нарушений законодательства. Более того, на практике известны неединичные случаи травматизма, когда причины несчастных случаев с летальным исходом, выявленные в ходе расследования, окончательно не устранялись, допускалось повторение несчастных случаев. Объяснить это иначе как халатным отношением к исполнению своих обязанностей соответствующих служб работодателя невозможно. И такие случаи должны получать соответствующую оценку и правовые последствия. Представляется, некоторые прокуроры недостаточно внимания уделяют предъявлению регрессных исков о возмещении вреда, причиненного травматизмом. Не всегда применяются меры уголовно-правовой ответственности. Нет должного взаимодействия с органами власти и управления, общественными и правозащитными организациями, средствами массовой информации по сбору, анализу и проверке сведений о нарушениях законодательства об охране труда. По итогам изучения докладных записок из 87 субъектов Федерации о результатах обобщения практики рассмотрения судами гражданских дел по заявлениям прокуроров, предъявленным в защиту прав граждан, можно сделать следующий вывод. Практика обращения прокуроров с заявлениями в защиту социальных прав граждан показывает несовершенство правового регулирования положения прокурора в гражданском процессе. Законодательное ограничение права прокурора на обращение в суд с иском в интересах граждан, а главным образом, незакрепление в ч. 1 ст. 45 ГПК четкого перечня "других уважительных причин", в соответствии с которыми гражданин не может сам обратиться в суд, значительно снижает эффективность исковой работы прокурора. По результатам проведения социологического опроса прокуроров по этой проблематике необходимость наделения прокурора правом самостоятельно оценивать уважительность причин, по которым гражданин сам не может обратиться в суд, была полностью поддержана. В связи с этим необходимо законодательно закрепить положение, предусматривающее защиту прав работника, пострадавшего на производстве вследствие травматизма, в числе приоритетных направлений надзорной деятельности прокуратуры. В качестве гарантии соблюдения законности и прав граждан при рассмотрении дел этой категории представляется целесообразным законодательно предусмотреть обязательное участие прокурора в судах по делам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью работника, вследствие производственного травматизма, закрепив это положение в ч. 1 ст. 45 ГПК, а также дополнить статью положением о праве прокурора самостоятельно оценивать уважительность причин и осуществлять судебную защиту социальных прав граждан (с их согласия) в гражданском процессе. Кроме того, целесообразно внести дополнение в ст. 254 ГПК, предусмотрев в ней право прокурора оспаривать решения, действия (бездействие) органов государственной власти и органов местного самоуправления. Анализ правоприменительной практики свидетельствует о необходимости совершенствования трудового законодательства. Представляется, что принятие закона о трудовом арбитраже - специализированном судебном органе для рассмотрения трудовых споров в большей степени будет способствовать защите прав работников. Намечаемые изменения в трудовом законодательстве потребуют определенной корректировки организации и методики осуществления прокурорского надзора в этой сфере.

Название документа