Если бухучет на предприятии ведется с помощью бухгалтерских программ на компьютере, то какие формы бухгалтерской отчетности нужно дублировать вручную?

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

Ответ: Для ответа на поставленный вопрос следует указать, что прямого требования, какую именно бухгалтерскую отчетность необходимо иметь предприятию в бумажном виде, если бухучет ведется на компьютере, законодательством РФ не предусмотрено.

При этом из анализа нормативных материалов в области бухгалтерского учета и отчетности следует, что предприятия, учреждения и организации самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности, руководствуясь действующим законодательством РФ о бухучете, а также нормативными актами органов, регулирующих бухучет (п.3 ст.5 Закона РФ "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 N 129-ФЗ).

Согласно п.3 ст.6 вышеназванного Закона учетная политика, принятая организацией для дальнейшей деятельности, утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухучета, т. е. организация должна документально оформлять все хозяйственные операции, однако сама организация решает, какие документы следует оформлять в бумажном виде и какие на бумажном носителе.

При этом следует добавить, что первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации, но если предприятие ведет бухучет на компьютере, то оно обязано изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РФ, суда и прокуратуры (п.7 ст.9 данного Закона).

Таким образом, можно считать, что на практике имеет место составление бухгалтерской отчетности на машинном носителе, как правило, для облегчения и оперативности учета, но ее представление в органы госвласти осуществляется в письменном виде (на бумажном носителе).

01.08.97 В. Г.Саладзе

Юридическое агентство "Ирсан"