Российская организация, работающая с инвалидами, планирует закупить в Германии инвалидные коляски (вес каждой коляски - 40 кг). Сумма, которую может потратить организация, - 200 000 руб. При расчете затрат на закупку возник вопрос: какими будут затраты у организации на уплату таможенных платежей? Будут ли таможенные платежи меньше, если организация выделит деньги на закупку инвалидных колясок нуждающимся и каждый инвалид для себя самостоятельно закажет в Германии эти же коляски?

Ответ: К таможенным платежам относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; таможенные сборы.

Установленная ЕТТ ТС ставка ввозной таможенной пошлины на указанный товар - 0% от таможенной стоимости. При ввозе организацией инвалидных колясок налог на добавленную стоимость не взимается, товар не является подакцизным, соответственно, акциз не взимается.

Затраты организации на уплату таможенных платежей (в данном случае только таможенного сбора) при ввозе указанного товара при его таможенной стоимости, не превышающей 200 000 руб. включительно, составят 500 руб.

Несмотря на то что порядок уплаты таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, имеет отличия, в данном случае отличия незначительные. Отличаться сумма таможенных платежей будет только тем, что в указанном случае организация должна будет уплатить сбор за совершение таможенных операций в сумме 500 руб., а физические лица не будут платить таможенный сбор.

Обоснование: В соответствии со ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза к таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

5) таможенные сборы.

В силу п. 1 ст. 75 ТК ТС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.

Пунктом 2 ст. 77 ТК ТС установлено, что для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Таможенного союза, если иное не предусмотрено ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54. В соответствии с ТН ВЭД ТС инвалидные коляски классифицируются в позициях 8713100000 (коляски для людей, не способных передвигаться, оснащенные или не оснащенные двигателем или другими механическими устройствами для передвижения; без механических устройств для передвижения) и 8713900000 (коляски для людей, не способных передвигаться, оснащенные или не оснащенные двигателем или другими механическими устройствами для передвижения; прочие). Установленная ЕТТ ТС ставка ввозной таможенной пошлины на товар, классифицируемый в позициях 8713100000 и 8713900000, - 0% от таможенной стоимости.

Пунктом 2 ст. 77 ТК ТС установлено, что для целей исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства - члена Таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру.

Согласно п. 2 ст. 150 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, а также сырья и комплектующих изделий для их производства.

В пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ указаны медицинские товары по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе технические средства, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов.

В соответствии с п. 2 ст. 149 НК РФ Постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 N 998 утвержден Перечень технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень).

В п. 2 Перечня указаны кресла-коляски и тележки для инвалидов (в том числе с ручным приводом, электроприводом, велоприводом, микропроцессорным управлением).

Кроме того, освобождение от уплаты НДС при ввозе на территорию Российской Федерации изделий медицинской техники и технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, предоставляется таможенным органом, производящим таможенные операции в отношении декларируемых товаров, поименованных в Распоряжении ГТК России от 06.11.2001 N 1031-р "Об освобождении от обложения НДС" (далее - Распоряжение). В Распоряжении указаны кресла-коляски и тележки для инвалидов (в том числе с ручным приводом, электроприводом, велоприводом, микропроцессорным управлением, код ТН ВЭД ТС 8713100000 и 8713900000).

Таким образом, при ввозе организацией инвалидных колясок налог на добавленную стоимость не взимается.

Подакцизные товары указаны в ст. 181 НК РФ. Согласно положениям ст. 181 НК РФ данный товар не является подакцизным, соответственно, акциз не взимается.

В соответствии со ст. 72 ТК ТС таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных ТК ТС и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза. Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств - членов Таможенного союза. В соответствии с п. 2 ст. 74 ТК ТС льготы по уплате таможенных сборов определяются законодательством государств - членов Таможенного союза.

Статьей 131 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) установлено, в отношении каких видов товаров и в каких случаях не взимаются таможенные сборы. Обстоятельства планируемого ввоза организацией товара не подходят ни под один из случаев освобождения от уплаты таможенных сборов.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 Федерального закона N 311-ФЗ ставки таможенных сборов за таможенные операции устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенные операции" (далее - Постановление) установлены ставки таможенных сборов за таможенные операции.

Согласно Постановлению ставка таможенного сбора за таможенные операции в отношении товаров, таможенная стоимость которых не превышает 200 000 руб. включительно, - 500 руб.

Таким образом, затраты организации на уплату таможенных платежей (в данном случае только таможенного сбора) при ввозе указанного товара при его таможенной стоимости, не превышающей 200 000 руб. включительно, составят 500 руб.

Порядок уплаты таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, имеет отличия.

В соответствии со ст. 360 ТК ТС таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, уплачиваются физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа, равного сумме таможенных пошлин, налогов, исчисленной по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со ст. 77 ТК ТС. Единые ставки таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов Таможенного союза. Порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов, совокупного таможенного платежа, возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, а также сроки их уплаты определяются международным договором государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение) таможенные пошлины, налоги уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, указанных в Приложении 5 к настоящему Соглашению, в размерах, предусмотренных данным Приложением.

В соответствии с п. 4 ст. 13 Соглашения таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования исчисляются по ставкам, установленным разд. I - III Приложения 5 к Соглашению.

Согласно п. 7 разд. II Приложения 5 к Соглашению таможенные пошлины, налоги в отношении неделимых товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком в адрес физического лица, независимо от таможенной стоимости и веса исчисляются в виде совокупного таможенного платежа.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 2 Соглашения неделимым товаром для личного пользования является товар для личного пользования весом более 35 килограммов, состоящий из одной единицы или одного комплекта товара, в том числе перемещаемый в разобранном, несобранном, некомплектном или незавершенном виде, при условии, что товар обладает основным свойством собранного, комплектного или завершенного товара.

Пунктом 2 ст. 360 ТК ТС определено, что совокупный таможенный платеж является равным сумме таможенных пошлин, налогов, исчисленных по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемых в соответствии со ст. 77 ТК ТС, то есть в общем порядке в соответствии с ЕТТ ТС и НК РФ.

Таким образом, в связи с тем что вес товара более 35 кг., товар является неделимым и облагается совокупным таможенным платежом.

Установленная ЕТТ ТС ставка ввозной таможенной пошлины на товар, классифицируемый в позициях 8713100000 и 8713900000, - 0% от таможенной стоимости, налог на добавленную стоимость не взимается, товар не является подакцизным, соответственно, акциз не взимается.

На основании п. 4 Постановления при совершении таможенных операций в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд (в том числе товаров, пересылаемых в адрес физического лица, не следующего через границу Российской Федерации), за исключением автомобилей легковых, классифицируемых в товарной позиции 8703 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются в размере 250 руб.

Однако в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 131 Закона N 311-ФЗ таможенные сборы за таможенные операции не взимаются в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, в отношении которых предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Учитывая, что в данном случае при ввозе инвалидных колясок, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, таможенные платежи не подлежат оплате, сборы за таможенные операции также оплате не подлежат.

Таким образом, отличаться сумма таможенных платежей будет только тем, что в указанном случае организация должна будет уплатить сбор за совершение таможенных операций в сумме 500 руб., а физические лица не будут платить таможенный сбор.

П. А.Лесников

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

04.07.2013