Аукционная комиссия отказала организации, подавшей заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме на поставку товара, в допуске ее к участию в аукционе в связи с указанием организацией в сведениях о характеристиках предлагаемого к поставке товара не всех, а только отдельных показателей, соответствующих значениям, установленным аукционной документацией

Организация считает указанные действия неправомерными, поскольку, по ее мнению, содержащееся в заявке согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных аукционной документацией, позволяет ей указывать характеристики товара частично или не указывать вообще.

Правомерны ли действия аукционной комиссии по отказу организации в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме?

Ответ: Действия аукционной комиссии по отказу организации в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме в рассматриваемом случае правомерны. Позиция организации противоречит положениям Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1 - 3.2, 4.1 - 6 ст. 34 Закона N 94-ФЗ.

В силу ч. 1 ст. 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. В случае проведения аукциона на право заключить контракт на поставку полиграфической продукции, геральдических знаков, официальных символов, знаков отличия и различия, наград, форменной одежды, жетонов и удостоверений, сувенирной продукции документация об аукционе может содержать требование о соответствии поставляемых товаров образцу или макету товара либо изображению товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении. При этом в случае, если иное не предусмотрено документацией об аукционе, поставляемый товар должен быть новым товаром.

На основании п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с ч. 4 и 6 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ и инструкцию по ее заполнению.

В соответствии с ч. 1 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ для участия в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме.

Заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме состоит из двух частей (ч. 3 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ).

Согласно пп. "а" п. 1 ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать при размещении заказа на поставку товара согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак.

Из пп. "б" п. 1 ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ следует, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать при размещении заказа на поставку товара конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.

Исходя из ч. 3 ст. 41.9 Закона N 94-ФЗ на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены рассматриваемой статьей.

Как следует из ч. 4 ст. 41.9 Закона N 94-ФЗ, участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в том числе в случае несоответствия сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.

Таким образом, Закон N 94-ФЗ предъявляет требования к содержанию первых частей заявок участников открытого аукциона в электронной форме в части обязательности указания конкретных показателей, соответствующих значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме. При этом, как видно из смысла и содержания п. 1 ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ, указание в первой части заявки согласия на поставку товара в соответствии с условиями аукционной документации не означает исключения требования пп. "б" п. 1 ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ.

Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 13.03.2012 N А05-6182/2011 (Определением ВАС РФ от 17.07.2012 N ВАС-8615/12 отказано в передаче дела N А05-6182/2011 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления) сделан правомерный вывод о том, что комиссия заказчика приняла обоснованное решение об отказе в допуске к участию в открытом аукционе заявки организации, поскольку в ней не приведены конкретные показатели о количестве и сроке поставки товара, соответствующие значениям документации об аукционе, во исполнение пп. "б" п. 1 ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ.

При этом исходя из пп. "а" п. 1 ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ согласие участника размещения заказа на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, является самостоятельной частью заявки, а потому не исключает ни полностью, ни в части необходимость указания участником в заявке конкретных показателей в отношении предмета аукциона.

На основании изложенных доводов в рассматриваемом случае действия аукционной комиссии по отказу организации в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме правомерны. Позиция организации противоречит положениям Закона N 94-ФЗ, так как содержащееся в заявке согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных аукционной документацией, не позволяет указывать характеристики товара частично или не указывать вообще.

Дополнительно следует отметить, что Закон N 94-ФЗ утрачивает силу с 01.01.2014 в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).

В соответствии с требованиями ст. 66 Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в одном из подпунктов рассматриваемой статьи.

На основании ч. 4 ст. 67 Закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.

Следовательно, участник обязан указывать в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме все сведения о характеристиках предлагаемого к поставке товара, соответствующие значениям, установленным аукционной документацией.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

04.07.2013