Конкурсная комиссия рассмотрела две заявки на участие в открытом конкурсе на право заключения государственного контракта на оказание услуг, поступившие от одной организации, но содержащие различные условия оказания услуг. Указанным заявкам по результатам оценки и сопоставления заявок были присвоены соответственно 2-й и 3-й порядковые номера. Какие последствия могут повлечь названные действия конкурсной комиссии и участника размещения заказа?
Ответ: Названные действия организации и конкурсной комиссии являются основанием для признания конкурса недействительным. Рассмотрение конкурсной комиссией двух заявок, поданных одним участником, влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Обоснование: В соответствии с положениями ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией. На основании ч. 6 рассматриваемой статьи участник размещения заказа вправе подать только одну заявку на участие в конкурсе в отношении каждого предмета конкурса (лота).
В силу ч. 1 ст. 26 Закона N 94-ФЗ публично в день, во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса, конкурсной комиссией вскрываются конверты с заявками на участие в конкурсе и осуществляется открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе осуществляются в один день.
По правилам ч. 3 ст. 26 Закона N 94-ФЗ конкурсной комиссией вскрываются конверты с заявками на участие в конкурсе и осуществляется открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, которые поступили заказчику, уполномоченному органу до вскрытия заявок на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. В случае установления факта подачи одним участником размещения заказа двух и более заявок на участие в конкурсе в отношении одного и того же лота при условии, что поданные ранее заявки таким участником не отозваны, все заявки на участие в конкурсе такого участника размещения заказа, поданные в отношении данного лота, не рассматриваются и возвращаются такому участнику.
В силу ч. 5 ст. 10 Закона N 94-ФЗ нарушение предусмотренных Законом N 94-ФЗ положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
На основании ч. 1 ст. 2 Закона N 94-ФЗ законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из Закона N 94-ФЗ, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок.
При этом в силу ч. 4 ст. 17 Закона N 135-ФЗ нарушение правил, установленных рассматриваемой статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов запроса котировок и заключенных по результатам таких торгов запроса котировок сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Как видно из изложенных норм, участник конкурса вправе подать только одну заявку на участие в конкурсе в отношении каждого предмета конкурса (лота). Несоблюдение участником конкурса данного требования влечет обязанность конкурсной комиссии заказчика вернуть все заявки данного участника.
В свою очередь, несоблюдение названных требований является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Кроме того, нарушение порядка определения победителя торгов, исходя из положений Закона N 135-ФЗ, также является основанием для признания судом соответствующих торгов запроса котировок и заключенных по результатам таких торгов запроса котировок сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Следует отметить, что исходя из судебной практики нарушившим п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ (совершившим действия, ограничивающие конкуренцию торгов) признается не только конкурсная комиссия, но и сам участник размещения заказа, подавший две заявки в отношении одного и того же лота (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.04.2011 N А45-14845/2010).
Таким образом, в рассматриваемой в вопросе ситуации действия организации и конкурсной комиссии являются основанием для признания конкурса недействительным. Необходимо иметь в виду также, что в силу ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ нарушение членом конкурсной или единой комиссии порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе на право заключить контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика влечет наложение административного штрафа в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
Дополнительно следует отметить, что Закон N 94-ФЗ утрачивает силу с 01.01.2014 в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с требованиями ч. 7 ст. 51 Закона N 44-ФЗ участник открытого конкурса вправе подать только одну заявку на участие в открытом конкурсе в отношении каждого предмета открытого конкурса (лота).
На основании ч. 4 ст. 52 Закона N 44-ФЗ в случае установления факта подачи одним участником открытого конкурса двух и более заявок на участие в открытом конкурсе в отношении одного и того же лота при условии, что поданные ранее этим участником заявки на участие в конкурсе не отозваны, все заявки на участие в конкурсе этого участника, поданные в отношении одного и того же лота, не рассматриваются и возвращаются этому участнику.
Рассмотрение двух и более заявок на участие в открытом конкурсе в отношении одного и того же лота, поданных одним участником, является нарушением положений Закона N 44-ФЗ.
Л. Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
04.07.2013