Нарушит ли заказчик требования законодательства, если в уведомлении об отказе в допуске к участию в электронном аукционе (в части обоснования решения), которое получено участником размещения заказа от оператора электронной площадки, не будет указано, какие именно сведения в заявке на участие не соответствуют требованиям аукционной документации? В протоколе рассмотрения первых частей заявок такая информация содержится

Ответ: Уведомления, направляемые оператором электронной площадки участникам, как правило, формируются автоматически на основании сведений, которые указываются заказчиком при отправке оператору электронной площадки протокола рассмотрения первых частей заявок. Если заказчик при этом не укажет, какие именно сведения в заявке на участие не соответствуют требованиям аукционной документации, то такие действия заказчика могут повлечь административную ответственность, предусмотренную ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обоснование: В соответствии с ст. 41.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном гл. 3.1 Закона N 94-ФЗ.

На основании ч. 1 ст. 41.9 Закона N 94-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.

В силу ч. 3 ст. 41.9 Закона N 94-ФЗ на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые установлены рассматриваемой статьей.

На основании ч. 4 ст. 41.9 Закона N 94-ФЗ участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае: 1) непредставления сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ, или представления недостоверных сведений; 2) несоответствия сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.

Согласно ч. 6 ст. 41.9 Закона N 94-ФЗ на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащей сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ, аукционной комиссией оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе. Указанный протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе направляется заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией оператору электронной площадки.

Следует отметить, что в случае если открытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся по перечисленным в ч. 7 ст. 41.9 Закона N 94-ФЗ основаниям, то протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме размещается самостоятельно заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на электронной площадке. В течение одного часа с момента поступления оператору электронной площадки указанного в ч. 6 ст. 41.9 Закона N 94-ФЗ протокола или с момента размещения на электронной площадке протокола в соответствии с ч. 7 ст. 41.9 Закона N 94-ФЗ оператор электронной площадки обязан направить участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, уведомление о принятом в отношении поданной таким участником открытого аукциона заявки на участие в открытом аукционе решении (ч. 8 ст. 41.9 Закона N 94-ФЗ).

Таким образом, приведенные нормы Закона N 94-ФЗ ответ на сложившуюся ситуацию не дают. Однако, на наш взгляд, при решении рассматриваемого вопроса необходимо исходить из того, что протокол размещается на сайте только в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 41.9 Закона N 94-ФЗ; при этом в других случаях участник размещения заказа не будет иметь возможности ознакомиться с обоснованием принятого в отношении поданной им заявки решения. Таким образом, следует, что по смыслу законодательства о размещении заказов наличие обоснования принятого решения в уведомлении, направляемом участнику открытого аукциона в электронной форме, предполагается и это является гарантией реализации таким участником права на ознакомление с принятым в отношении него решением и своевременное его обжалование.

Исходя из практики антимонопольных органов следует, что действия заказчика, выразившиеся в направлении участнику открытого аукциона в электронной форме уведомления, не содержащего обоснования решения об отказе ему в допуске к участию в аукционе, нарушают ч. 6 ст. 41.9 Закона N 94-ФЗ (Решения ФАС России от 08.06.2012 N К-1091/12, от 10.10.2012 N К-1921/12).

Кроме того, по обстоятельствам обоих Решений было установлено, что обоснование решения об отказе в допуске к участию в аукционе заполняется должностными лицами заказчика при заполнении на электронной площадке формы протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с регламентом организации и проведения открытых аукционов в электронной форме для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (руководством пользователя электронной торговой площадки) и направляется автоматически в отосланном уведомлении к участнику размещения заказа, который не допущен к участию в аукционе.

В целом даже при отсутствии в соответствующем регламенте (порядке, руководстве) о проведении открытого аукциона в электронной форме правила об автоматическом отправлении участнику формы протокола рассмотрения первых частей заявок (с обоснованием), учитывая все вышеизложенное, считаем, что отсутствие в отосланном оператором электронной площадки участнику размещения заказа, заявка которого не допущена к участию в открытом аукционе в электронной форме, обоснования принятого решения не может быть признано правомерным, а действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Дополнительно следует отметить, что Закон N 94-ФЗ утрачивает силу с 1 января 2014 г. в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).

На основании ч. 1 ст. 59 Закона N 44-ФЗ аукцион в электронной форме (электронный аукцион) - это аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с требованиями ст. 67 Закона N 44-ФЗ протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.

В течение одного часа с момента поступления оператору электронной площадки указанного протокола оператор электронной площадки обязан направить каждому участнику электронного аукциона, подавшему заявку на участие в нем, или участнику такого аукциона, подавшему единственную заявку на участие в нем, уведомление о решении, принятом в отношении поданных ими заявок. В случае если аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе его участника, уведомление об этом решении должно содержать обоснование его принятия, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует данная заявка, предложений, содержащихся в данной заявке, которые не соответствуют требованиям документации о таком аукционе, а также положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нарушение которых послужило основанием для принятия решения об отказе.

О. С.Дубасова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

04.07.2013