Возможно ли возобновить ранее действующий порядок резервирования части средств из выручки, поступающей на счета предприятий, при условии их направления на приобретение производственных запасов с возложением контроля за их целевым использованием на банковские учреждения?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 6 июня 1997 г. N 04-01-01

Министерство финансов Российской Федерации по поручению Правительства Российской Федерации рассмотрело предложение о резервировании части средств из выручки, поступающей на счета предприятий, при условии их направления на приобретение производственных запасов и сообщает следующее.

Введение в 1994 г. льготного порядка использования средств, поступающих на расчетные (текущие) счета предприятий и организаций для выплаты заработной платы, с последующим его продлением было связано с напряженностью финансового положения предприятий и организаций, а также остротой социальных последствий, связанных с задержкой выплаты заработной платы, и рассматривалось как временная мера и являлось, по-существу, отсрочкой уплаты налогов.

Вместе с тем принятие льготного порядка отрицательным образом сказалось на доходной части федерального и региональных бюджетов и проведении жесткой финансовой политики.

Кроме того, по мнению отдельных глав администраций, такой порядок в известной степени стимулировал нарушение платежной дисциплины, в связи с чем ими ставился вопрос об отмене действия данного порядка.

В октябре-декабре 1995 г., считая нецелесообразным продление временного порядка на 1996 г., в целях менее болезненного перехода организаций на общий режим использования средств, предусмотренный налоговым законодательством, а также в целях обеспечения доходной базы бюджетов Правительство Российской Федерации приняло решение (постановления Правительства Российской Федерации NN 1020 и 1245) о поэтапном снижении размера денежных средств, направляемых на выплату заработной платы и иные неотложные нужды.

Одновременно были предусмотрены меры по адаптации в 1996 г. налогоплательщиков к условиям расчетов с бюджетами в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Так, серьезной поддержкой предприятий, задолженность которых перед бюджетом связана с неплатежами, недостаточным бюджетным финансированием, введением "валютного коридора" и другими объективными причинами, стал принятый Президентом Российской Федерации Указ N 65 от 19 января 1996 г. "О предоставлении предприятиям и организациям отсрочки по уплате задолженности по налогам, пеням и штрафам за нарушение налогового законодательства, образовавшейся до 1 января 1996 года", в соответствии с которым предприятиям и организациям также предоставляются отсрочки по уплате задолженности по налогам, пеням и штрафам за нарушение налогового законодательства, имеющейся на начало текущего года перед бюджетами всех уровней, сроком на 5 лет.

Получив отсрочку по уплате задолженности по налогам, пеням и штрафам за нарушение налогового законодательства, предприятия и организации получили возможность направлять получаемые средства, высвободившиеся от уплаты задолженности, на заработную плату и на уплату текущих платежей.

Одновременно хотелось бы отметить, что предоставление различных форм отсрочек и рассрочек, сводящихся в конечном итоге к снижению налоговой дисциплины хозяйствующих субъектов, неизбежно сказывается на уровне налогов, поступающих в федеральный бюджет, играет антистимулирующую роль: зачем своевременно платить налоги, если потом государство либо даст отсрочку на недоимку, либо спишет ее.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание напряженность с формированием доходной части бюджета, Министерство финансов Российской Федерации не может поддержать Ваше предложение о резервировании средств, поступающих на расчетные (текущие) счета предприятий.

06.06.97 Руководитель Департамента

налоговых реформ

А. И.ИВАНЕЕВ