Каков порядок начисления и взимания НДС при производстве и поставках продукции между российскими и белорусскими организациями в рамках договоров о международной кооперации и сотрудничестве?

В сложившейся в 1996 г. практике сотрудничества российских предприятий с белорусским ПО сложилась ситуация, когда российские предприятия при поставках на ПО комплектующих изделий, необходимых для изготовления продукции машиностроения, выставляли счета с добавлением 20% и кредитовали свой 68 счет соответствующей суммой НДС. В дальнейшем российские предприятия, получая свою продукцию от ПО, оплачивали ее стоимость с учетом ранее предъявленного ПО НДС и дебетовали 68 счет. Правильно ли это?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 мая 1997 г. N 04-03-17

Рассмотрев Ваше письмо по вопросу применения порядка начисления и взимания налога на добавленную стоимость при производстве и поставках продукции между российскими и белорусскими организациями в рамках договоров о международной кооперации и сотрудничестве, Департамент налоговых реформ сообщает следующее.

В соответствии со ст.4 Протокола от 15 апреля 1994 г. о механизме реализации Соглашения об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников СНГ, подписанного в г. Ашхабаде 23 декабря 1993 г., правительства государств-участников Содружества согласились осуществить одновременное введение в действие нормативных документов по порядку применения налога на добавленную стоимость и акцизов по кооперированным поставкам товаров (работ, услуг).

Положение, разработанное Госналогслужбой России и Минфином России, предполагалось довести до сведения налогоплательщиков после принятия соответствующих нормативных документов всеми государствами Содружества.

17 января 1997 г. Совет глав правительств СНГ утвердил Положение о порядке применения налога на добавленную стоимость и акцизов по поставкам товаров (услуг) по производственной кооперации при расчетах между хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ, которое распространяется и на продукцию машиностроения.

Однако согласно ст.15 Федерального закона от 15.07.95 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" международные договора Российской Федерации, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотрены действующим законодательством, подлежат ратификации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации ратификация международных договоров Российской Федерации осуществляется в форме федерального закона.

В связи с изложенным вышеуказанное Положение вступит в силу только после принятия соответствующего федерального закона.

Что касается порядка исчисления налога на добавленную стоимость при поставках товаров в государства-участники СНГ, в том числе Республику Беларусь, то согласно п.17 Инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" расчеты при реализации таких товаров производятся с учетом налога на добавленную стоимость по ставке в размере 20%.

Согласно п.16 указанной Инструкции сумма налога на добавленную стоимость должна быть выделена отдельной строкой как в первичных учетных, так и в расчетных документах. В этих случаях сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная по товарам, приобретаемым российскими предприятиями в государствах СНГ, принимается к зачету в общеустановленном порядке.

Таким образом, порядок применения налога на добавленную стоимость при поставках комплектующих российскими предприятиями ПО не противоречит налоговому законодательству.

30.05.97 Руководитель Департамента

налоговых реформ

А. И.ИВАНЕЕВ