Предлагаем в ст.4 Закона "О НДС" внести изменения, касающиеся освобождения от НДС сумм авансовых платежей, полученных предприятиями-экспортерами от инопартнеров в счет будущих поставок продукции на экспорт, при наличии у предприятий экспортного контракта с иностранным лицом (паспорта сделки), подписанного должностным лицом таможенного органа
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 мая 1997 г. N 01-10/04-1828
Минфин России рассмотрел вопрос о внесении изменений в ст.4 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" об освобождении от налога на добавленную стоимость сумм авансовых платежей, полученных предприятиями-экспортерами, и по согласованию с Госналогслужбой России сообщает следующее.
В соответствии со ст.4 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в оборот, облагаемый этим налогом, включаются любые получаемые предприятиями денежные средства, если их получение связано с расчетом по оплате товаров (работ, услуг). При этом исключений в отношении авансовых платежей, полученных от инопартнеров в счет будущих поставок продукции на экспорт, не установлено, поскольку такие платежи являются также формой расчетов за товары (работы, услуги).
Согласно действующему налоговому законодательству и в соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" льгота по налогу на добавленную стоимость при поставках товаров (работ, услуг) на экспорт может быть предоставлена налогоплательщикам только после подтверждения реального экспорта товаров (работ, услуг).
До момента документального подтверждения фактической поставки товаров (работ, услуг) на экспорт реализация товаров (работ, услуг) для целей налогообложения экспортной не является, и, соответственно, налогоплательщики не имеют права на льготу по налогу на добавленную стоимость, в том числе при получении авансовых платежей.
Наличие у предприятий экспортного контракта с иностранным лицом (паспорта сделки) является только намерением реализовать товары (работы, услуги) на экспорт, а не подтверждением их реального экспорта. При этом он может быть аннулирован без применения финансовых санкций.
Кроме того, согласно действующему порядку таможенного оформления экспортных товаров копии паспортов сделки, подписанные должностным лицом таможенного органа, остаются в делах таможни. Передача экспортеру указанных копий данным порядком не предусмотрена.
В связи с изложенным, а также учитывая, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 08.05.96 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" одним из направлений государственной политики в области налоговой реформы в Российской Федерации является сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения, Минфин России и Госналогслужба России возражают против принятия вышеуказанного законопроекта.
21.05.97 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С. Д.ШАТАЛОВ