Каков порядок налогообложения садоводческих товариществ? Какие налоги должны они платить и какие имеют льготы, учитывая, что большинство членов этих товариществ являются пенсионерами?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 апреля 1997 г. N 01-19/04-296
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело Ваш запрос по вопросу налогообложения садоводческих товариществ и сообщает следующее.
1. В соответствии со ст.236 Кодекса законов о труде Российской Федерации все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию.
Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России), утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 27 декабря 1991 г. N 2122-1, федеральными законами Российской Федерации от 21 декабря 1995 г. N 207-ФЗ и от 5 февраля 1997 г. N 26-ФЗ определена обязанность уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации всеми работодателями независимо от форм собственности, подчиненности и организационно-правовых форм хозяйствования. Источник формирования средств для выплаты пенсии значения не имеет.
Садоводческие товарищества, нанимая работников и выплачивая им за работу вознаграждения, становятся по отношению к ним работодателями, которые обязаны страховать своих работников, в том числе по пенсионному обеспечению. Периоды работы в садоводческих товариществах засчитываются в общий стаж, а заработок за эту работу - в состав заработка при назначении (перерасчете) государственных пенсий.
Для садоводческих товариществ установлен льготный страховой тариф в размере 20,6 процента.
По уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование действующим законодательством установлен тариф страховых взносов на обязательное медицинское страхование для предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности в размере 3,6 процента по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям.
Платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения, в том числе пенсионеров, производятся органами исполнительной власти за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах.
От уплаты взносов на обязательное медицинское страхование освобождаются общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.
2. В соответствии с Законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц" с учетом изменений и дополнений этот налог уплачивают непосредственно те физические лица, которые имеют личные доходы от любого вида деятельности. Уплата подоходного налога за физическое лицо работодателем не допускается. Следовательно, доходы, получаемые физическими лицами, работающими в садоводческом товариществе, должны облагаться подоходным налогом в общеустановленном порядке независимо от того, за счет каких средств они образуются.
Что касается пенсий, получаемых членами садоводческого товарищества, то они в соответствии с вышеназванным Законом подоходным налогом не облагаются.
Изменять действующее законодательство в части налогообложения лиц, получающих доходы от выполнения работ для организаций, доходы которых складываются из членских взносов членов такой организации, нецелесообразно.
3. Плательщиками транспортного налога, введенного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней", являются предприятия, учреждения и организации (кроме бюджетных) независимо от того, занимаются они предпринимательской деятельностью или нет. Налог взимается в размере 1 процента от фонда оплаты труда с включением уплаченных сумм в себестоимость продукции (работ, услуг).
Поскольку садоводческие товарищества к бюджетным организациям не относятся, они являются плательщиками транспортного налога на общих основаниях.
4. В соответствии с п."ж" ст.21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" к местным налогам, порядок исчисления которых предполагает расчет среднесписочной численности работников, относятся целевые сборы с физических лиц и с юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели.
Целевые сборы устанавливаются решениями городских и районных органов местного самоуправления.
Размер ставок целевых сборов устанавливается решением соответствующих представительских органов власти - органов местного самоуправления, а в поселковых и сельских населенных пунктах - на собраниях и сходах жителей.
При этом ставка всех целевых сборов в год не может превышать размера 3 процентов годового фонда заработной платы, рассчитанного исходя из установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда для юридического лица, и не более 3 процентов от 12 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда для физического лица на все виды целевых сборов по совокупности.
Расходы предприятий и организаций по уплате указанных целевых сборов относятся на финансовые результаты деятельности предприятий.
Следует отметить, что сборы взимаются независимо от того, осуществляет предприятие в каком-либо отчетном периоде предпринимательскую деятельность или нет.
5. Сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, установлен на основе Закона Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. N 4178-1 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" и входит в перечень налогов, отнесенных к ведению субъектов Российской Федерации в соответствии с п."г" ст.20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". При этом право определения конкретного перечня плательщиков данного сбора, категорий плательщиков, которые должны освобождаться от его уплаты, порядка и сроков уплаты предоставлено органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством сбор на нужды образовательных учреждений устанавливается законодательными актами и решениями органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, при этом ставки этого сбора не могут превышать одного процента от годового фонда заработной платы юридических лиц, расположенных на территории субъектов Российской Федерации.
6. По земельному налогу следует отметить, что согласно ст.18 Закона РСФСР "О плате за землю" с учетом изменений и дополнений платежи за землю зачисляются в местные бюджеты.
В соответствии со ст.13 данного Закона органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации, и ст.14 органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки данного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.
7. Что касается налога на имущество предприятий, то в соответствии с п."з" ст.4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" садоводческие товарищества не являются плательщиками данного налога.
30.04.97 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С. Д.ШАТАЛОВ