Проблемы правового регулирования создания и деятельности офшорных компаний

(Шатилова Е. Е.) ("Юридический мир", 2007, N 5) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФШОРНЫХ КОМПАНИЙ

Е. Е. ШАТИЛОВА

Шатилова Е. Е., соискатель Российского государственного гуманитарного университета, ООО "Юридический центр "ЛИГА", юрист.

Российское законодательство не запрещает гражданам РФ учреждать за рубежом юридические лица. Из этого следует, что любой хозяйствующий субъект или гражданин РФ вправе для осуществления своей деятельности выбрать любое государство, предоставляющее льготный налоговый режим и иные преимущества, зарегистрировать в нем компанию, совершать сделки с российскими контрагентами и получать от этих сделок максимальную, практически необлагаемую налогом, прибыль. В этой связи российских инвесторов привлекает целый комплекс преимуществ, которые предоставляют офшорные зоны, в частности: 1) упрощенная процедура регистрации: минимальные требования к размеру уставного капитала, конфиденциальный режим личной информации; 2) низкие налоговые ставки, а в некоторых офшорных зонах - отсутствие налога на прибыль; 3) фактическое отсутствие валютных ограничений, возможность осуществления банковских и иных операций в любой валюте; 4) дополнительные льготы для инвесторов, которые предоставляют офшорные зоны; 5) высокий уровень коммерческой секретности и анонимность реальных владельцев компании, которые реализуются посредством номинальных владельцев и номинальных директоров. Раскрытие информации в отношении реальных владельцев (директоров) фактически невозможно, так как некоторые офшорные зоны практикуют выпуск акций на предъявителя; 6) стабильность экономико-политического режима, так как в основном в течение не менее 15 лет с момента регистрации офшорной компании инвестору гарантируется неизменность условий осуществления предпринимательской деятельности. Существующая российская система правового регулирования внешнеэкономической деятельности не препятствует непосредственному осуществлению предпринимательской деятельности в офшорах, но в то же время указанная система содержит некоторые ограничения, закрепленные в нормативно-правовых актах, в той или иной степени регулирующих предпринимательскую деятельность, в частности, офшорную деятельность. К таковым в первую очередь относятся Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", Налоговый кодекс РФ, некоторые акты гражданского законодательства, нормативные акты Центрального банка РФ, налоговых органов и другие документы, закрепляющие определенные требования в области офшорной деятельности. Также большое значение имеет Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", так как офшорные компании в России нередко выступают в качестве иностранных инвесторов. На сегодняшний день в мире существует более 60 стран, законодательства которых предусматривают налоговые льготы для офшорных компаний. К числу самых известных относятся: Панама, Гибралтар, Кипр, Багамские острова, Ирландия, Лихтенштейн, американский штат Делавэр. С точки зрения международного права компания является самостоятельным юридическим лицом и ведет свою деятельность согласно законам страны регистрации. Так, например, панамская компания облагается налогами только в Панаме. Если же владельцы этой компании - иностранные лица и компания не ведет в Панаме никакой деятельности, то она приобретает статус офшорной и официально освобождается от какого-либо налогообложения. Таким образом, эта компания не является субъектом налогообложения в стране регистрации, но не в стране, где она ведет свою деятельность. Выбор страны регистрации непосредственно связан с планируемыми схемами работы офшорной компании. Не останавливаясь на существующих каких-либо классификациях, все государства можно разделить на две группы: 1. Государства, облагающие офшорные компании минимальным налогом, например, "налоговые убежища" - Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн, Ирландия, Мальта, Кипр и др. 2. Государства, полностью освобождающие офшорные компании от какого-либо налогообложения (в этом случае компания платит правительству страны регистрации фиксированную пошлину за продление лицензии на деятельность, как правило, не превышающую 300 - 400$ в год). К ним относятся центрально-американские страны, являющиеся крупными офшорными центрами: Панама, Багамские острова, Британские Вирджинские острова, Белиз, Теркс и Кайкос, Каймановы острова и др. Регистрация европейских компаний и их обслуживание несколько дороже, нежели регистрация и обслуживание компаний в странах, относящихся ко второй группе. Следует отметить, что, безусловно, офшорные компании используются в предпринимательской деятельности не только российских, но и зарубежных предпринимателей. Причем, российские компании заметно отстают от иностранных партнеров в вопросах регулирования деятельности через офшоры. Так, в частности, крупнейшие американские компании имеют штаб-квартиры и "прописку" не по месту своей деятельности, а в небольших штатах, которые если и известны в СНГ и Балтии, то как те места, где можно открыть американский офшор. А крупнейшие транснациональные корпорации вообще имеют место регистрации в офшорных зонах, о которых известно лишь немногим посвященным. Как правило, регистрация офшорных компаний и деятельность через них не афишируются, потому что, как было указано выше, основной вехой офшорного бизнеса является именно конфиденциальность. Кроме того, большое значение играет и то, что, по мнению некоторых практиков, офшорный бизнес предоставляет гарантии безопасности и устойчивости. Выбор офшорной территории для регистрации офшорной компании достаточно велик, однако за последние несколько лет многие государства отказались от регистрации офшорных компаний или утратили статус офшора (например, речь идет о Республике Кипр, которая существенно ужесточила требования к регистрации компаний в связи с вступлением в Европейский союз и присоединением к требованиям ФАТФ, тем самым утратив статус офшорной территории). Подобные ограничения связаны с произошедшими террористическими актами начиная с 11 сентября 2001 года в США и последующими: лишь небольшое количество государств не обращают внимания на угрозы и обвинения в пособничестве мировому терроризму. Таким образом, в результате объединенных усилий стран, входящих в экономическую элиту мира, большинство традиционных офшорных территорий сделали свое законодательство более прозрачным. Одним из государств, сохранивших налоговые преимущества для любых заинтересованных лиц, является Доминика <1>. Следует отметить, что Доминика - это не Доминиканская Республика, которая была внесена в Список государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) <2>. -------------------------------- <1> По материалам сайта http://www. offshore-dominica. ru. <2> Приложение N 1 к указанию ЦБ РФ от 12.02.1999 N 500-У "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства" // Вестник Банка России. 24.02.1999. N 13. Утратило силу.

Доминика является государством, расположенным между двумя французскими территориями, островами Гваделупой и Мартиникой, известна как Остров нетронутой природы на Карибах - The Nature Island of the Caribbean. Единственный остров из открытых Колумбом, который бы он узнал, вернись он в наши дни. К преимуществам открытия офшорных компаний на территории Доминики можно отнести следующие <3>: -------------------------------- <3> По материалам сайта http://www. offshore-dominica. ru.

- достаточно иметь минимум одного директора и одного акционера, которые могут совпадать; - нет необходимости иметь секретаря компании; - разрешены акции на предъявителя и без объявления номинала; - нет ограничения по максимуму уставного фонда, который может быть сформирован в любой валюте и всего лишь номинирован (то есть может быть не оплачен полностью или частично); - плата при регистрации IBC и при оплате ежегодного освобождения от налогов не зависит от размеров уставного фонда, вносится в день регистрации компании; - нет требования о проведении ежегодного аудита компании, предоставления бухгалтерских отчетов в налоговую инспекцию; - гарантия освобождения от налогов на двадцать лет; - собрания акционеров (если больше одного акционера) можно проводить в любой точке мира, причем можно не встречаясь, а на расстоянии, с использованием электронных средств связи, при этом реестр акционеров является закрытым; - возможность апостилирования (Apostille) документов. С 2003 г. Доминика приобрела статус полноправного члена Гаагской конвенции (The Hague Convention, 1961); - нет договоров с другими странами об избежании двойного налогообложения, а соответственно и об обмене информацией между налоговыми органами; - возможность получать безналоговый доход по депозитам, даже в банках Доминики. В России на данный момент действует большое количество иностранных фирм, занимающихся организацией офшорной деятельности для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, основная часть которых расположена в Москве. Для учреждения компании в офшорной зоне российские предприниматели, как правило, обращаются к услугам секретарских компаний, которые за вознаграждение осуществляют регистрацию и управление компанией. Секретарские компании действуют по двум направлениям: на основании имеющихся в их распоряжении подготовленных комплектов документов регистрируют компанию в одной из офшорных зон или предоставляют готовую офшорную компанию, которая должна иметь в наличии регистрационное свидетельство, учредительный договор, устав, протокол общего собрания директоров, протокол о назначении директоров и т. д., и зарегистрирована не в текущем году. Подобные компании имеют некоторые преимущества по сравнению с вновь созданными, поскольку считается, что такие компании достаточно длительное время действуют, зарекомендовали себя стабильными плательщиками сборов, надежными предпринимателями на каком-либо рынке, что означает, что таким компаниям можно доверять. Наибольшую ценность представляют компании, которые были зарегистрированы в XX в.: они представляются наиболее стабильными. Классическая "красивая" офшорная компания выглядит следующим образом: - своевременно внесены все необходимые платежи за открытие и обслуживание офшорной компании; - офшорная компания после регистрации нигде не использовалась; - после регистрации офшорной компании не открывались банковские счета; - назначенные номинальные директора офшорной компании не менялись. Для того чтобы перерегистрировать офшорную компанию на заинтересованных лиц, в течение одного дня можно поменять номинальных директоров (в некоторых случаях не происходит замена, а новые директора просто добавляются в общий список директоров), изменить валюту, фигурирующую в учредительных документах, и размер уставного капитала. В заключение хочется отметить, что значение предпринимательской деятельности в офшорных зонах на сегодняшний день достаточно существенно, и оно оказывает серьезное влияние как на экономическую, так и на политическую ситуацию в масштабах всего мирового сообщества. При этом цели, которые преследуют предприниматели при создании подобных структур, очень часто противоречат интересам государства и умышленно нарушают законодательство России.

------------------------------------------------------------------

Название документа