1. В статьях 22 и 23 "Основ законодательства РФ о нотариате" отмечено, что источником доходов частных нотариусов являются платежи по государственному тарифу, взимаемые за совершение нотариальных действий у граждан, по размеру равные госпошлине. Т. е., говоря иначе, госпошлина целиком направлена в доходы частных нотариусов. Считаем, что 80% государственных пошлин следовало бы направить в местный бюджет

2. В целях обеспечения дополнительной мобилизации налогов в местные бюджеты субъектов федерации считаем целесообразным взимать целевые сборы на содержание правоохранительных органов не только с юридических лиц, но и с физических, в первую очередь с предпринимателей без образования юрлица.

3. В настоящее время возникает потребность во внесении изменений в налоговое законодательство для стимулирования роста производства.

Для этого предлагаем освободить на 5 лет доходы:

а) полученные патентообладателем от использования изобретения в собственном производстве и от продажи лицензии на него;

б) полученные от нового производства, создаваемого специально для изготовления новой техники с применением запатентованного изобретения.

Считаем, что налог на прибыль в сфере производства должен быть 30%.

Предлагаем освободить от НДС технические средства, защищенные патентами на изобретения и свидетельствами на полезные модели.

Важным направлением, способствующим экономическому развитию страны, является дифференциация ставок НДС в зависимости от видов деятельности: непосредственное производство, торговля, посредническая деятельность.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 9 апреля 1997 г. N 04-04-10

Департамент налоговых реформ рассмотрел Ваши предложения по совершенствованию налогового законодательства и сообщает следующее.

1. Вопрос налогообложения доходов частных нотариусов, по нашему мнению, заслуживает серьезного внимания. При этом возможны различные подходы для его решения.

В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации совместно с Государственной налоговой службой Российской Федерации и Федеральной нотариальной палатой работает над предложениями об упорядочении налогообложения отдельных категорий физических лиц, в том числе нотариусов, занимающихся частной практикой.

Однако ранее действующее налоговое законодательство по подоходному налогу позволяло ежегодно уменьшать облагаемый подоходным налогом доход физических лиц, в том числе и нотариусов, на суммы, направляемые на новое строительство или приобретение жилья. После принятия Федерального закона от 10 января 1997 г. N 11-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" часть льгот, включая и льготу застройщикам и покупателям жилья, отменена. В результате этого из доходов нотариусов, занимающихся частной практикой, не будут выводиться из-под налогообложения суммы, направленные ими на неоднократное приобретение или строительство жилья. Это в значительной мере расширит их налогооблагаемую базу.

Кроме того, установленные Федеральным законом от 5 февраля 1997 г. N 26-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28 процентов от суммы полученного дохода занимающимися частной практикой нотариусами почти на одну треть сократят их налогооблагаемую базу.

В этих условиях Ваше предложение о введении обязательных отчислений в местный бюджет в размере 80 процентов от сумм тарифа, полученного нотариусами, занимающимися частной практикой, не поддерживается. Принятие такого предложения означало бы введение нового налога с доходов частных нотариусов, что было бы несправедливым.

2. Не поддерживается и предложение о взимании целевых сборов на содержание правоохранительных органов не только с юридических лиц, но и с физических (в том числе с предпринимателей), поскольку в соответствии с пп."ж" п.1 ст.21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г. целевые сборы взимаются с физических лиц и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели.

Размеры ставок целевых сборов в городах и районах устанавливаются соответственно городскими и районными органами местного самоуправления, а в поселках и сельских населенных пунктах - на собраниях и сходках жителей.

При этом ставка всех целевых сборов в год не может превышать 3 процентов от 12 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда для физических лиц, а для юридических лиц - размера 3 процентов от годового фонда заработной платы, рассчитанного исходя из установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Целевые сборы относятся к местным налогам. Органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают на подведомственной им территории конкретный порядок взимания поступающих в их бюджет платежей, и, соответственно, право устанавливать льготы по местным налогам также находится в компетенции указанных органов.

Одним из направлений в рамках создания Налогового кодекса является разработка законодательства о налогообложении недвижимости, в основу которого положена рыночная оценка стоимости недвижимого имущества. Налог на недвижимость должен заменить существующие налоги на имущество предприятий, физических лиц и земельный налог и стать серьезным источником формирования местных бюджетов.

Кроме того, Налоговым кодексом предусмотрены экологические налоги, которые взимаются из объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещаемых отходов и других видов загрязнений.

3. Вопрос о предоставлении льготы по налогу на прибыль, полученную от использования изобретений в собственном производстве и от продажи лицензии на него, а также от нового производства, создаваемого для изготовления новой техники с применением запатентованных изобретений, неоднократно рассматривался в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации при внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", но не был поддержан.

Что касается предложения о снижении ставки налога на прибыль, то в настоящее время в целях снижения налогового бремени на налогоплательщиков подготовлены предложения о снижении ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, с 13 до 12 процентов. Вопрос о снижении ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, может быть решен органами власти субъектов Российской Федерации.

По нашему мнению, заслуживает внимания предложение об освобождении от налога на добавленную стоимость технических средств, защищенных патентами на изобретения и свидетельствами на полезные модели.

Однако в условиях действия Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 г. N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины", одним из направлений совершенствования налоговой политики которого является сокращение налоговых льгот, представить в Правительство Российской Федерации соответствующие изменения в действующее налоговое законодательство не представляется возможным.

Что касается дифференциации размеров ставок налога на добавленную стоимость в зависимости от сферы деятельности налогоплательщиков, то, учитывая специфику исчисления этого налога (от цены реализации товаров, работ, услуг, в том числе с учетом комиссионных вознаграждений посреднических организаций), принятие положительного решения по этому вопросу создаст дополнительные трудности при расчете платежей в бюджет и не позволит применять унифицированный порядок зачета (возмещения) налога на добавленную стоимость.

09.04.97 Руководитель Департамента

налоговых реформ

А. И.ИВАНЕЕВ