Некоторые особенности конкурсного производства в деле о банкротстве (несостоятельности) коммерческого банка

(Макова Л. Я.) ("Право и политика", 2007, N 6) Текст документа

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА В ДЕЛЕ О БАНКРОТСТВЕ (НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ) КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Л. Я. МАКОВА

Макова Леля Якубовна - аспирантка кафедры правового обеспечения рыночной экономики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Конкурсное производство является заключительной процедурой в деле о банкротстве кредитной организации, имеющей целью соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Поскольку п. 2 ст. 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" <1> не допускает применения мирового соглашения и внешнего управления при банкротстве кредитных организаций, конкурсное производство является последней процедурой, предшествующей ликвидации должника. -------------------------------- <1> Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ (в ред. Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 121-ФЗ). Далее по тексту - Закон о банкротстве кредитных организаций.

С точки зрения правового положения банка существенным является то обстоятельство, что исключительная правоспособность банка на осуществление банковской деятельности прекращается. Начало процедуры конкурсного производства банка, в дополнение к уже имеющимся финансовым проблемам, добавляет невозможность получения каких-либо доходов от банковской деятельности. Особенностью конкурсного производства банков является также неприменимость такого способа реализации имущества, как продажа предприятия (бизнеса) должника (ст. 110 Закона о банкротстве) <2>. -------------------------------- <2> Трофимов К. Т. Кредитные организации в банковской системе России: Учебно-методическое пособие. М.: Контракт, 2004. С. 246.

Тосунян Г. А. и Викулин А. Ю. придерживаются противоположной точки зрения, указывая на возможность продажи бизнеса банка, а также на то, что "покупатель предприятия приобретает преимущественное право на получение разрешения (лицензии) на осуществление банковских операций" <3>. Статья 110 Закона о банкротстве в дополнение к ст. 132 Гражданского кодекса Российской Федерации <4> не случайно в качестве объекта продажи говорит о предприятии должника и пригодности продаваемого имущественного комплекса для предпринимательской деятельности. Банковская лицензия является единственным документом, придающим организации правовой режим банка, единственным основанием для осуществления банком предпринимательской деятельности исключительного характера. После отзыва лицензии банк как имущественный комплекс (ст. 132 ГК РФ) прекращает свое существование, распадаясь на простую совокупность движимого и недвижимого имущества. Покупатель этого имущества не приобретает не только преимущественного, но и вообще никакого права на получение банковской лицензии. Не подлежат продаже и прекращают свое существование фирменное наименование, товарный знак и т. п. нематериальные активы, т. к. их использование возможно только действующими банками. -------------------------------- <3> Тосунян В. Г., Викулин А. Ю. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций: Учебно-методическое пособие. М., 2002. С. 272. <4> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 04.12.2006).

Момент открытия конкурсного производства российское дореволюционное законодательство связывало с вынесением судом определения о несостоятельности должника. Г. Ф. Шершеневич подчеркивал совершенно особое значение данного судебного акта: "Определение о признании несостоятельности влечет за собой весьма важные материальные последствия как для должника, так и для кредиторов. С этой стороны определение о признании несостоятельности приближается к судебному решению. Но в противоположность последнему, которое заканчивает собой исковое производство, определение о признании несостоятельности только открывает конкурсное производство. Здесь конкурсное производство сближается с исполнительным производством: как последнее возникает в силу судебного решения, так и конкурсное производство возникает в силу судебного определения о признании несостоятельности. Особенностью определения о признании должника несостоятельным является то, что его сила распространяется не только на должника и ходатайствовавших кредиторов, но на всех вообще. Отсюда видно, что определение о признании несостоятельности носит совершенно самостоятельный характер и должно стоять независимо от судебного решения или частного определения". Особо примечательным и практически полезным с точки зрения современного правового регулирования отношений, связанных с банкротством, представляется то обстоятельство, что дореволюционная практика допускала возможность изменения судом собственного определения о несостоятельности должника, если впоследствии устанавливалось отсутствие признаков несостоятельности. Говоря о материально-правовых последствиях вынесения судом определения о признании должника несостоятельным, Г. Ф. Шершеневич отмечал: "С объявлением несостоятельности происходит мгновенная кристаллизация всех существовавших до этого момента отношений между должником и его кредиторами. Отношения останавливаются на том положении, в каком они находились во время открытия конкурсного процесса. Закон с момента судебного определения о признании несостоятельности преграждает отдельным кредиторам доступ к имуществу должника и ставит на страже особые органы - попечителей, а потом конкурсное управление" <5>. -------------------------------- <5> Шершеневич Г. Ф. Конкурсное производство. С. 198.

Особого рассмотрения заслуживает положение кредиторов по обязательству, обеспеченному залогом (залогодержателя), в деле о несостоятельности должника. Г. Ф. Шершеневич в определенной степени противопоставлял их иным обычным (конкурсным) кредиторам, которые, вступая с должником в сделку, имели в виду состоятельность последнего, т. е. вообще все его имущество, а не отдельную какую-либо вещь, как особое обеспечение. Г. Ф. Шершеневич проанализировал законодательства различных стран и выявил разные подходы к решению этой проблемы. Большинство законодательств, исходя из самой цели залогового права, сохраняло за залогодержателями полную свободу самостоятельного осуществления их прав посредством взыскания в общем порядке независимо от конкурсного производства (например, законодательства Франции, Германии, Англии). Однако, как писал Г. Ф. Шершеневич, некоторые современные ему законодательства "опасаются ущерба, какой могут понести все кредиторы от небрежного обращения залогодержателя с ценностью, служащей ему обеспечением, потому что залогодержатель заинтересован не в том, чтобы продать заложенную вещь как можно дороже, а только в том, чтобы выручить скорее продажей то, что ему лично причитается. Ввиду этого итальянский Торговый кодекс постановляет, что со времени утверждения определения об объявлении несостоятельности никто из кредиторов не может приступить к продаже недвижимого имущества, хотя бы он имел на него право преимущества или ипотеку. В том же направлении пошло швейцарское законодательство, по которому осуществление залогового права при объявлении должника несостоятельным производится не иначе как через конкурс, а залогодержатель сохраняет лишь преимущество в отношении вырученной цены" <6>. -------------------------------- <6> См.: Там же.

Но самое интересное решение вопроса о положении залогодержателя в деле о несостоятельности должника предлагало российское законодательство, которое признавало, что удовлетворение кредиторов, обеспеченных залогом, производится независимо от конкурсного процесса. Вместе с тем при торговой несостоятельности действовало правило, согласно которому заложенное имущество могло быть выкуплено у залогодержателя конкурсным управлением путем выплаты ему причитающегося долга. В этом случае заложенное имущество поступало в конкурсную массу должника. Содержание конкурсного производства являет собой комплекс последовательных мер, предусмотренных главой VI Закона о банкротстве кредитных организаций, гл. VII Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" <7>, вводимый арбитражным судом с момента признания кредитной организации банкротом и прекращающимся с момента вынесения определения о завершении конкурсного производства. Указанный комплекс мер предусматривает прежде всего передачу имущественного комплекса банкрота профессиональному управляющему для его отчуждения по наиболее выгодной цене с дальнейшим распределением вырученных средств среди кредиторов в соответствии с установленными государством приоритетами. При этом конкурсный управляющий должен руководствоваться в своих действиях интересами всех кредиторов и требованиями закона, стремиться максимально увеличить конкурсную массу с помощью возвращения дебиторской задолженности, признания сделок банкрота недействительными и применения последствий недействительности, привлечения к ответственности его органов управления и иных действий для удовлетворения требований как можно большего количества кредиторов. Необходимость укрепления доверия к отечественной банковской системе со стороны потенциальных вкладчиков и клиентов, предотвращения цепочки неплатежей, порожденной потерей средств в банке кредиторами-предпринимателями, обусловливает уделение максимального внимания наиболее полному удовлетворению требований кредиторов. М. В. Телюкина и В. Н. Ткачев делают вывод, что "все функции конкурсного управляющего направлены на формирование конкурсной массы должника" <8>. -------------------------------- <7> Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ // РГ. 2002. 2 ноября. Далее по тексту - Закон о банкротстве 2002 г. <8> Телюкина М. В., Ткачев В. Н. Конкурсная масса несостоятельного должника // Адвокат. 2003. С. 21.

Говоря о конкурсном производстве, ряд авторов абсолютно справедливо акцентирует внимание на том, что оно является системой мероприятий, отмечает системный характер процедуры конкурсного производства <9>. К числу элементов (или этапов) данной системы можно отнести: формирование конкурсной массы и реализацию имущества должника в целях обращения его в денежные средства; выявление требований кредиторов, подлежащих удовлетворению, и соразмерное удовлетворение этих требований <10>. Также к числу этих мероприятий относят и ликвидацию юридического лица - банкрота <11>. -------------------------------- <9> См.: Телюкина М. В. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Комментарий для специалистов / Отв. редактор А. Ю. Кабалкин. М., 1998. С. 162. <10> См.: Попондопуло В. Ф. Конкурсное право. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) предпринимателей. СПб., 1995. С. 38; Правовое регулирование несостоятельности предпринимателей. СПб., 2001. С. 154. <11> См.: Белых В. С., Дубинчин А. А., Скуратовский М. Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). М., 2001. С. 178.

Каждый из указанных этапов конкурсного производства характеризуется наличием специфических правил, закрепленных законодательством о несостоятельности. Данные правила в силу весьма незначительного по объему круга норм о конкурсном производстве зачастую порождают серьезные проблемы на практике, в связи с чем представляется необходимым остановиться на основных этапах процедуры конкурсного производства с учетом особенностей ее применения, установленных для коммерческих банков, а также проблем ее применения. Согласно ст. 124 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет открытие конкурсного производства, что означает невозможность восстановления ее платежеспособности. На этом основании Банк России обязан внести запись в Книгу государственной регистрации кредитных организаций о признании коммерческого банка банкротом и об открытии конкурсного производства. Закон о банкротстве кредитных организаций соотносится с Законом о банкротстве как lex speciali и lex generali, что вытекает из положений п. 3 ст. 1 Закона о банкротстве кредитных организаций: "Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативными актами Банка России". Закон о банкротстве кредитных организаций не регулирует особо срок конкурсного производства, поэтому при банкротстве кредитных организаций применяется общее правило, предусмотренное п. 2 ст. 124 Закона о банкротстве. Таким образом, при применении нового Закона о банкротстве 2002 г. максимальный срок конкурсного производства в кредитных организациях ограничен восемнадцатью месяцами. Проблема ограничения срока конкурсного производства в правовой литературе вызывает немало споров. На практике он превышает установленный Законом о банкротстве 2002 г. и составляет 2 - 3 года. Для обеспечения интересов кредиторов в ходе данной процедуры представляется важным решение вопроса о том, насколько ограничение срока конкурсного производства в кредитных организациях допустимо для этой категории должников. По мнению многих специалистов, Банка России и правоведов, отсутствие подобных ограничений приводит к "затягиванию сроков ликвидации кредитной организации и обесценивает требования кредиторов" <12>. Длительность процедуры обусловливает высокий уровень расходов на ее проведение, которые осуществляются за счет конкурсной массы, уменьшая и без того незначительный размер удовлетворения требований кредиторов. Денежный характер подавляющего большинства обязательств кредитной организации, право при наличии соответствующей лицензии проводить операции в иностранной валюте усиливают негативное влияние длительности процедур банкротства на потери кредиторов в связи с инфляцией и девальвацией. -------------------------------- <12> Трофимов К. Т. Указ. соч. С. 103.

Одновременно с вынесением решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего. По ходатайству конкурсного управляющего, одобренному собранием кредиторов, может быть назначено несколько конкурсных управляющих с четким распределением между ними прав и обязанностей в процессе банкротства кредитной организации. При этом арбитражный суд распределяет обязанности между ними в зависимости от сложности выполняемых задач, характера и размера имущества должника, определяет пределы ответственности каждого из них. Ряд авторов отмечает, что Закон о несостоятельности, наделив конкурсного управляющего определенными полномочиями, не дает ответа на вопрос о том, вправе ли конкурсный управляющий продолжать ведение той основной коммерческой деятельности, которую осуществляло признанное несостоятельным юридическое лицо до официального объявления о банкротстве <13>. Существует несколько точек зрения на этот счет. -------------------------------- <13> См.: Белых В. С., Дубинчин А. А., Скуратовский М. Л. Указ. соч. С. 179.

В пользу отрицания такой возможности приводятся доводы, суть которых заключается в том, что продолжение предпринимательской деятельности, будучи свойственным внешнему управлению, не отвечает задаче конкурсного производства, направленного на удовлетворение требований кредиторов. Для осуществления торговли и производства необходима закупка товаров и сырья, а суть конкурсного производства заключается в стремлении превратить ценности вещей в деньги, а не наоборот <14>. -------------------------------- <14> См.: Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права. Т. IV. М., 1912. С. 438.

В соответствии с Законом конкурсный управляющий обязан опубликовать соответствующие объявления о состоявшемся решении арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства <15>. -------------------------------- <15> См.: указание ЦБ РФ от 07.07.99 N 602-У "О порядке публикаций объявления о ликвидации кредитной организации в "Вестнике Банка России" // Вестник Банка России. 1999. N 41.

При этом необходимо отметить, что, как следует из требований ст. 54 Закона о банкротстве, первое опубликование такого сообщения осуществляется непосредственно арбитражным судом, принявшим решение о признании кредитной организации банкротом. Информация о признании должника банкротом публикуется в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ" и официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Следовательно, публикацию осуществляют: арбитражный суд по неудовлетворительным результатам процедуры банкротства; конкурсный управляющий, если подобное решение вынесено арбитражным судом. Таким образом, публикации, осуществляемые конкурсным управляющим, представляют собой второе опубликование с более полным содержанием. Отличие же состоит в том, что если арбитражный суд публикует указанную информацию в форме сообщения, то конкурсный управляющий - в форме объявления со сроком, установленным на предъявление требований кредиторов, который не может быть менее двух месяцев с даты публикации. Публикация официального объявления о банкротстве должника служит средством уведомления всех его возможных кредиторов, которые могут находиться в самых различных регионах России и за рубежом. Содержащаяся в объявлении информация дает им возможность в установленные Законом сроки предъявить свои претензии. Последовательная и полная реализация конкурсным управляющим своих полномочий имеет огромное значение. Однако особое внимание надо обратить на те полномочия, которые касаются формирования конкурсным управляющим конкурсной массы. Они выражают главную суть конкурсного производства, в наибольшей мере способствуют стабилизации и развитию рыночных отношений, преодолению негативных материальных, нравственных и правовых последствий от состоявшегося и зафиксированного арбитражным судом факта банкротства <16>. Именно из конкурсной массы покрываются долги, восстанавливается подчас пошатнувшееся экономическое положение кредиторов, создаются дополнительные благоприятные условия для продолжения ими нормальной предпринимательской деятельности. -------------------------------- <16> См.: Банкротство финансовых компаний / Под ред. А. М. Омарова. М.: Луч, 1999. С. 60.

После составления реестра требований кредиторов конкурсный управляющий в срок не позднее шести месяцев после открытия конкурсного производства составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения и представляет его в Банк России в соответствии с Положением Центрального банка РФ от 4 октября 2000 г. N 125-П "О порядке составления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса кредитной организации и их согласования территориальными учреждениями Банка России" <17>. -------------------------------- <17> См.: Вестник Банка России. 2000. N 55.

Указанная процедура согласования необходима для проверки соответствия указанных балансов требованиям законодательства и нормативных актов Банка России <18>. Срок составления реестра требований кредиторов и срок составления промежуточного ликвидационного баланса могут быть продлены арбитражным судом по заявлению конкурсного управляющего. Данная процедура необходима для того, чтобы приступить к формированию конкурсной массы и удовлетворению требований кредиторов. -------------------------------- <18> См.: письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.07.2000 N С3-7/уп-806 "О согласовании с территориальными учреждениями Банка России промежуточных ликвидационных и ликвидационных балансов кредитных организаций, признанных несостоятельными (банкротами)" // Вестник Банка России. 2000. N 46.

В процессе формирования конкурсной массы, вплоть до удовлетворения требований кредиторов, возможно изменение состава имущества должника. Конкурсный управляющий обязан осуществлять учет происходящих изменений, для этих целей возможно привлечение независимых бухгалтеров, аудиторов, других специалистов. Вопрос о целесообразности привлечения этих лиц решает конкурсный управляющий. По мере поступления средств на счет должника конкурсный управляющий производит оплату внеочередных требований, к которым относятся: судебные расходы; выплаты арбитражным управляющим; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи; выплаты по обязательствам должника, возникшим до принятия судом заявления о признании несостоятельности; выплаты по сделкам, по которым не было заявлено отказа от их исполнения внешним или конкурсным управляющим. Расчеты с кредиторами представляют собой одну из наиболее важных стадий конкурсного производства да и всего процесса банкротства коммерческого банка. Погашение требований кредиторов построено на двух основных началах: соразмерности и очередности <19>. В соответствии с пунктом 3 ст. 142 Закона о банкротстве при недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. -------------------------------- <19> См.: Белых В. С., Дубинчин А. А., Скуратовский М. Л. Указ. соч. С. 181.

Очередность удовлетворения требований кредиторов, установленная в Законе о банкротстве, совпадает в основном с очередностью, определенной в статье 64 ГК РФ. Отличия имеются лишь в том, что Закон о банкротстве устанавливает расходы, которые покрываются вне очереди. Согласно ст. 134 Закона о банкротстве вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения и конкурсного производства. При этом, исходя из разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, налоги и другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, обязанность по которым возникает после открытия конкурсного производства, относятся к расходам, связанным с продолжением функционирования организации-должника, которые покрываются вне очереди из конкурсной массы <20>. Следует также иметь в виду, что особенности распределения конкурсной массы при банкротстве коммерческого банка установлены в ст. 49 Закона о банкротстве кредитных организаций. -------------------------------- <20> См.: Вестник ВАС РФ. 1997. N 10. С. 98.

После этих внеочередных расходов погашаются требования кредиторов в порядке очереди, установленной законом (ст. 134 Закона о банкротстве <21>, ст. 50.36 Закона о банкротстве кредитных организаций <22>, ст. 855 ГК РФ <23>). Причем требования каждой очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Данное положение объясняет смысл и назначение установления очередности удовлетворения требований кредиторов. При недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащим удовлетворению, что представляет собой сущность принципа соразмерности удовлетворения. Однако безусловное преимущество имеют кредиторы первой и второй очереди (ст. 134 Закона о банкротстве). -------------------------------- <21> Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (ред. от 18.07.2006) "О несостоятельности (банкротстве)" (принят ГД ФС РФ 27.09.2002). <22> Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ (ред. от 20 августа 2004 г. N 121-ФЗ). <23> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. 02.02.2006).

К первой очереди относятся физические лица, являющиеся кредиторами кредитной организации, по заключенным с ними договорам банковского вклада и банковского счета (так называемые вкладчики), а также граждане, получающие возмещение от должника за вред, причиненный жизни и здоровью. Уточнение правовых последствий является весьма важным, т. к. сделало невозможным перевод требований юридических лиц на граждан с целью изменения очередности (путем уступки прав требования, передачи векселя и т. п.) <24>. -------------------------------- <24> Трофимов К. Т. Кредитные организации в банковской системе России: Учебно-методическое пособие. М.: Контракт, 2004. С. 267.

О. Богомолов включает в список граждан - кредиторов первой очереди также граждан - владельцев ценных бумаг банка (векселя, облигации); граждан - предпринимателей, являющихся кредиторами не только в пределах остатка средств на расчетном счете, но и по расчетам за выполненные работы и оказанные услуги; граждан, воспользовавшихся услугами банка по переводу денег без открытия счета в случае невыполнения банком обязательств по переводу <25>. -------------------------------- <25> См.: Богомолов О. Формирование первой очереди кредиторов при банкротстве банков: некоторые проблемы // Хозяйство и право. 1999. N 6. С. 116.

Можно согласиться с отнесением к кредиторам первой очереди граждан, обратившихся в банк для осуществления расчетной операции без открытия счета, т. к. по своей природе эта операция аналогична обычным расчетным операциям по договору счета. Однако максимально широкая трактовка круга кредиторов первой очереди представляется неверной. Критерием отнесения граждан, заключивших с банком договоры вклада или расчета, является не разделение на физических и юридических лиц, а юридическая цель договоров: либо сохранение средств для личного потребления, либо предпринимательская деятельность. Индивидуальный предприниматель, выбирая банк, имеет своей целью доступ к посредническим услугам банковской системы и должен нести предпринимательские риски наравне с другими субъектами имущественного оборота. Государственное регулирование направлено на защиту частных вкладчиков, домохозяйств как поставщиков избыточных капиталов для банковской системы, т. к. именно их доверие определяет стабильность существования банков. Граждане - предприниматели без образования юридического лица не относятся к кредиторам первой очереди, т. к. банковские счета открываются ими для осуществления предпринимательской деятельности и по своему режиму более близки к расчетным счетам юридических лиц, а не к банковскому вкладу. М. В. Телюкина видит спорность этого мнения в том, что не учитывается возможность наличия у предпринимателя обычных отношений вклада или счета <26>. Но никакого спора здесь нет, т. к. закон не исключает наличие у одного кредитора (как физического, и юридического лица) требований, относящихся к разным очередям (обеспеченных и не обеспеченных залогом, по договору вклада и из трудовых отношений и т. д.). -------------------------------- <26> См.: Телюкина М. В. Конкурсное право. С. 468.

По окончании всех расчетов, т. е. при распределении всего имущества должника между кредиторами, конкурсный управляющий обязан составить отчет о результатах своей деятельности по расчетам с кредиторами. К отчету должны быть приложены документы о продаже имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований и даты погашения каждого требования; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов. Конкурсный управляющий обязан представить указанный отчет в арбитражный суд. Также управляющий должен обеспечить возможность ознакомления с отчетом любого из кредиторов. После составления отчета о завершении конкурсного производства оно вступает в свою последнюю стадию. С этого момента конкурсный управляющий не принимает никаких требований кредиторов. После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов - определение о прекращении производства по делу о банкротстве, которые направляются конкурсному управляющему и в Банк России. Определения о завершении конкурсного производства и о прекращении производства подлежат немедленному исполнению. Затем в Книгу государственной регистрации кредитных организаций вносится запись о ликвидации кредитной организации. Момент внесения указанной записи является: во-первых, моментом завершения конкурсного производства; во-вторых, моментом прекращения полномочий управляющего; в-третьих, моментом ликвидации должника - юридического лица. Подводя итог, можно констатировать, что в современном российском законодательстве изменилась концепция построения процесса банкротства. Законодатель пытается решить ряд сложных как теоретических, так и практических проблем данного правового института, создать справедливый баланс публичных и частных интересов, обеспечить соблюдение прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле о несостоятельности. Но, устраняя одни проблемы, законодатель, как мы видим, одновременно порождает другие. Это лишний раз подтверждает актуальность данных особенностей.

Название документа