Уполномоченные органы как лица, участвующие в деле о банкротстве

В отличие от ранее действовавшего законодательства о несостоятельности, Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.02 N 127-ФЗ*(1) (далее - Закон о банкротстве) четко определил требования кредиторов, которые учитываются для установления наличия признаков банкротства. Кредиторы, обладающие требованиями, указанными в абзацах втором и третьем п. 2 ст. 4 Закона о банкротстве, вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника, а также участвовать в собраниях кредиторов с правом голоса. К требованиям конкурсных кредиторов приравнены требования уполномоченных органов о взыскании недоимок по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

Согласно ст. 2 Закона о банкротстве уполномоченными органами являются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Из настоящего определения следует, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не уполномочены представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей соответственно в бюджет субъекта Российской Федерации и в бюджет муниципального образования. Это представляется не вполне верным, поскольку задолженность по уплате обязательных платежей имеется именно перед соответствующим бюджетом.

Следовательно, под уполномоченными органами, как лицами, участвующими в деле о банкротстве (ст. 34 Закона о банкротстве), понимаются те государственные органы и местные органы исполнительной власти, которые уполномочены представлять интересы соответственно Российской Федерации (по требованиям, вытекающим как из гражданско-правовых денежных обязательств, так и из обязанности по уплате обязательных платежей), субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (только по требованиям из гражданско-правовых денежных обязательств).

Государственные и местные органы исполнительной власти, признаваемые уполномоченными органами, должны обладать необходимой компетенцией, которой они наделяются на основании соответствующих нормативных правовых актов.

В течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона о банкротстве исполнение функций как регулирующего, так и уполномоченного органа возлагалось на Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству (Постановление Правительства РФ от 30.11.02 N 855 "Об уполномоченном и регулирующем органе в делах о банкротстве и процедурах банкротства"*(2)). Далее, в целях реализации Закона о банкротстве Правительство РФ установило: уполномоченным органом, представляющим в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, является Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (далее - ФСФО России); регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, с 3 марта 2003 г. является Министерство юстиции РФ (Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 100 "Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих"*(3)).

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (с изм. и доп. от 20 мая 2004 г.)*(4) ФСФО России упразднена, функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству экономического развития и торговли РФ, а функция по представлению интересов Российской Федерации перед кредиторами в процедурах банкротства - Федеральной налоговой службе.

Поскольку положения Указа N 314 в отношении преобразования Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в Федеральную налоговую службу вступают в силу лишь после вступления в силу соответствующего федерального закона, а он еще не принят, лицом, участвующим в деле о банкротстве, пока остается ФСФО России.

Закон о банкротстве предоставляет уполномоченным органам право подать заявление о признании должника банкротом, имея всего лишь требования об уплате обязательных платежей, подтвержденные решением налогового, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника. Право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении тридцати дней с даты принятия такого решения. При этом при подаче указанного заявления, помимо решения налогового или таможенного органа, прилагаются только сведения о задолженности по обязательным платежам по данным уполномоченного органа (абз. 2 п. 3 ст. 6, абз. 2 п. 2 ст. 7 Закона о банкротстве). На первый взгляд может показаться, что Закон о банкротстве мягче относится к уполномоченным органам, в отличие от конкурсных кредиторов, поскольку отсутствует необходимость исполнить соответствующее решение. Между тем это не так.

В настоящее время порядок подачи уполномоченным органом заявлений о признании должников банкротами регулируется Положением о предъявлении требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2003 г. N 218 "О порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и процедурах банкротства".

В соответствии с названным Положением в случае неисполнения должником требований по уплате обязательных платежей в размере, установленном Законом о банкротстве в качестве основания для подачи заявления о признании должника банкротом, налоговые или таможенные органы не позднее трех месяцев с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового или таможенного органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника направляют в адрес ФСФО России или ее территориального органа уведомления о наличии задолженности по обязательным платежам.

В случае неисполнения должником требований Российской Федерации по денежным обязательствам в размере, установленном Законом о банкротстве в качестве основания для подачи заявления о признании должника банкротом, федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды, а также их территориальные органы не позднее трех месяцев с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного листа о взыскании задолженности направляют в адрес уполномоченного органа или его территориального органа уведомление о наличии задолженности по денежным обязательствам.

Суды при принятии заявления о признании должника банкротом проверяют соблюдение порядка, установленного указанным постановлением, и при его несоблюдении возвращают заявление уполномоченного органа в соответствии со ст. 44 Закона о банкротстве.

В соответствии со ст. 41 Закона о банкротстве заявление уполномоченного органа о признании должника банкротом должно отвечать требованиям, предусмотренным для заявления конкурсного кредитора, т.е. соответствовать ст. ст. 39, 40 Закона о банкротстве. Следует обратить особое внимание, что к заявлению кредитора о признании должника банкротом должны быть приложены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основывается такое заявление (п. 1 ст. 40 Закона о банкротстве), в частности, акт выездной налоговой проверки, налоговые декларации, расчетные ведомости. Представляется, что должен быть приложен расчет задолженности по каждому виду платежа с доказательствами принятия в установленном порядке и в установленные сроки мер по взысканию задолженности, пеней, штрафов. В расчете должны быть отражены: обязательства по видам платежей, основания их возникновения (нормативно-правовое обоснование), сроки их исполнения, доказательства неисполнения обязательства, последовательные действия налоговых органов, направленные на взыскание задолженности, доказательства соблюдения порядка и сроков привлечения должника к ответственности и взыскания задолженности.

В соответствии с п. 2 ст. 227 Закона о банкротстве заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства в отношении отсутствующих должников. Порядок и условия финансирования процедур банкротства, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, определяются Правительством РФ. До настоящего времени указанное постановление не принято.

При отсутствии надлежащего финансирования уполномоченные органы не вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании отсутствующего должника банкротом. В случае получения арбитражным судом указанного заявления суд по этому основанию вправе его возвратить уполномоченному органу согласно п. 1 ст. 44 Закона о банкротстве.

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (п. 7) содержится разъяснение, согласно которому в силу п. 2 ст. 227 Закона о банкротстве при отсутствии финансирования процедур банкротства отсутствующего должника заявления о признании такого должника банкротом возвращаются арбитражным судом, а дела о признании банкротом отсутствующих должников, возбужденные до вступления в силу Закона о банкротстве, по которым не принято решение о признании отсутствующего должника банкротом, подлежат прекращению производством.

В случае подачи уполномоченным органом заявления о признании должника банкротом с требованиями об уплате обязательных платежей государство в лице его уполномоченного органа действует уже не в качестве участника имущественного оборота - кредитора, а как субъект публично-правовых отношений, реализующий свои властные полномочия.

Размер требований об уплате обязательных платежей для целей возбуждения дела о банкротстве по запросам уполномоченных органов определяется на основании решения налогового, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника. При этом следует иметь в виду, что для других целей вопрос об обоснованности этих требований и размере платежей решается арбитражным судом в порядке, установленном Законом о банкротстве.

Органы исполнительной власти и организации, наделенные в соответствии с законодательством Российской Федерации правом взыскания задолженности по обязательным платежам, являясь лицами, участвующими в процессе по делу о банкротстве, в соответствии с законодательством (п. 2 ст. 11 Закона о банкротстве) могут участвовать лишь в судебном заседании по рассмотрению обоснованности требований по этим платежам и наличия оснований для включения этих требований в реестр требований кредиторов.

Следует обратить внимание, что по делам о несостоятельности, возбужденным до 3 декабря 2002 г., по которым ведется соответствующая процедура банкротства по правилам, установленным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 г. (далее - Закон о банкротстве 1998 г.), налоговые и иные уполномоченные органы продолжают оставаться лицами, участвующими в деле о несостоятельности. Однако при наличии соответствующего ходатайства уполномоченного органа арбитражный суд обязан произвести замену налоговых и иных уполномоченных органов на ФСФО России. Замена одного лица, участвующего в деле о банкротстве, на другое не может происходить автоматически, а только на основании судебного акта.

Одной из особенностей правового регулирования в законодательстве о несостоятельности является порядок исполнения обязательств, который зависит от субъектного состава, момента возникновения, срока исполнения, "предмета" исполнения обязательств, в связи с чем Закон о банкротстве наделяет либо не наделяет соответствующих кредиторов определенными правами и обязанностями. Он (порядок) различается в зависимости от целей и задач соответствующих процедур банкротства.

Так, требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию согласно законодательству входит взимание и взыскание по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке.

Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов - они не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве (ст. 5 Закона о банкротстве).

Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются кредиторы, чьи требования удовлетворяются в третью очередь. Во всех случаях при определении количества голосов участников собрания кредиторов принимаются во внимание лишь те требования, которые в соответствии с Законом о банкротстве признаются установленными на дату проведения собрания кредиторов и включены в реестр требований кредиторов. Это следует из п. 4 ст. 12 Закона о банкротстве, согласно которому собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов. Кроме того, требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр (п. 4 ст. 142 Закона).

Таким образом, можно сделать вывод, что исходя из указанных статей Закона кредиторы, заявившие свои требования после закрытия реестра, а также кредиторы, чьи требования удовлетворяются во внеочередном порядке, не голосуют на собрании кредиторов.

Вместе с тем существует и иная точка зрения. В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве под конкурсными кредиторами понимаются кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учреждений (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона о банкротстве решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов, если иное не предусмотрено Законом.

На основании этого делается вывод, что кредиторы, заявившие свои требования после закрытия реестра требований кредиторов, вправе голосовать на собрании кредиторов исходя из указанных статей Закона о банкротстве.

Количество голосов как конкурсных кредиторов, так и уполномоченных органов, определяется пропорционально их требованиям с учетом общей суммы задолженности по требованиям конкурсных кредиторов и уполномоченных органов - как по денежным обязательствам, так и по обязательным платежам без учета неустойки (штрафов, пеней).

Следует иметь в виду, что если правоотношения между должником и кредитором возникли после принятия заявления о признании должника банкротом и срок исполнения обязательств наступает в ходе внешнего управления, в отличие от Закона о банкротстве 1998 г., такие требования удовлетворяются в обычном порядке, на них не распространяются последствия введения внешнего управления (ст. ст. 94, 95 Закона о банкротстве).

Закон о банкротстве кардинальным образом изменил очередность удовлетворения требований кредиторов по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Такие требования относятся к требованиям кредиторов третьей очереди наряду с требованиями конкурсных кредиторов.

Следует обратить внимание на то, что порядок удовлетворения требований по обязательным платежам в конкурсном производстве отличается от порядка удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам в данной процедуре.

Принятие арбитражным судом заявления о признании должника банкротом влечет приостановление погашения задолженности должника по обязательным платежам, образовавшейся до возбуждения производства по делу о банкротстве (ст. 63 Закона о банкротстве), однако не освобождает его от обязанности уплаты обязательных платежей, срок по которым наступил после возбуждения дела о банкротстве.

Конкурсный управляющий при определении размера требований кредиторов третьей очереди по обязательным платежам учитывает задолженность (недоимки), образовавшуюся (образовавшиеся) у должника на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

Задолженность по обязательным платежам в бюджет, образовавшаяся до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, учитывается в составе требований кредиторов третьей очереди.

Суммы по обязательным платежам, не выплаченные с момента возбуждения производства по делу о банкротстве и до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, т.е. не уплаченные в период наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления, погашаются вне очереди.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности.

Представляется, что в период конкурсного производства начисление пени за несвоевременное перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ как по недоимке, возникшей до открытия конкурсного производства, так и по недоимке, возникшей во время конкурсного производства, не производится (письмо Пенсионного фонда РФ от 20.12.99 N КА-09-27/11464 "О начислении пени в период конкурсного производства").

Требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. (п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве).

Только после погашения основной задолженности кредиторам третьей очереди и причитающихся им процентов конкурсный управляющий начинает погашать требования по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, которые им учитывались отдельно в реестре требований кредиторов.

Требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления также удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, предъявленных в установленный срок.

Следует обратить особое внимание и на ст. 135 Закона о банкротстве - она устанавливает размер и порядок удовлетворения требований кредиторов первой очереди.

Определение размера требований граждан, перед которыми организация-должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Возмещение такого вреда состоит в выплате потерпевшему в первую очередь соответствующих денежных сумм в размере утраченного заработка или его части, в компенсации дополнительных расходов (на усиленное питание, санаторно-курортное лечение и т.п.), в выплате единовременного пособия, а также в компенсации морального вреда.

Общие нормы, регулирующие отношения по возмещению вреда жизни и здоровью граждан, предусмотрены параграфом 2 гл. 59 Гражданского кодекса РФ.

Сумма возмещения вреда присуждается судом, как уже было отмечено, исходя из утраты трудоспособности, затрат, необходимых на восстановление здоровья, и рассчитывается следующим образом: Сигма = сумма, присуждаемая судом х 12 месяцев х (70 лет - возраст кредитора).

Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"*(5) от 24.07.98 N 125-ФЗ вступил в силу одновременно с положением Федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год"*(6) от 02.01.2000 N 10-ФЗ, устанавливающего страховые тарифы, необходимые для формирования средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" при ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Такой порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.11.2000 N 863. Согласно ему ликвидируемое (в том числе в связи с признанием банкротом) юридическое лицо - страхователь по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний вносит в Фонд социального страхования РФ капитализированные платежи, предназначенные для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью. Размер капитализируемых платежей, как отражено в п. 4 указанного порядка, определяется в соответствии с методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утверждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ и ФСФО России. Такая методика утверждена Постановлением Фонда социального страхования РФ от 30.07.01 N 72. Данная методика должна применяться в части, не противоречащей Закону о банкротстве.

На основании ст. 23 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" права требования таких граждан к должнику переходят к Фонду социального страхования РФ в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода (ст. 384 Гражданского кодекса РФ). Следовательно, страховщик вправе обращаться к должнику с требованием о признании его кредитором первой очереди.

В отличие от Закона о банкротстве 1998 г. в действующем Законе лицом, участвующим в деле, вместо Фонда социального страхования, на наш взгляд, является Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству, выступающая уполномоченным органом.

Размер ответственности должника за причинение вреда жизни и здоровью граждан и порядок исчисления подлежащих выплате сумм установлены ст. 135 Закона о банкротстве.

До достижения гражданином возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет, осуществляется капитализация соответствующих повременных платежей путем перечисления конкурсным управляющим при наличии согласия гражданина с основного счета должника денежных сумм уполномоченной в соответствии с действующим законодательством организации - Фонду социального страхования РФ. В настоящее время конкурсный управляющий, не имея согласия гражданина, уже не вправе внести всю сумму капитализированных платежей непосредственно Фонду вместо того, чтобы выплатить ее гражданину. Однако в сложившейся ситуации Фонд не имеет права прекратить ему выплаты в силу норм Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Учитывая изложенное, необходимо устранить коллизию двух законов и исключить возможность получения гражданином денежных средств в большем размере, чем определено ст. 1085 Гражданского кодекса РФ.

Гражданину, возраст которого превышает семьдесят лет, период капитализации соответствующих повременных платежей составляет десять лет - срок установлен Законом о банкротстве.

Должник считается исполнившим соответствующее обязательство после перечисления сумм капитализированных повременных платежей Фонду социального страхования или гражданину.

Лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, вред возмещается в размере той доли заработка (дохода) умершего, которую они получали или имели право получать на свое содержание при его жизни. При определении размера возмещения вреда этим лицам в состав доходов умершего наряду с заработком (доходом) включаются получаемые им при жизни пенсия, пожизненное содержание и другие подобные выплаты (п. 1 ст. 1089 ГК РФ).

Следует заметить, что по Закону о банкротстве 1998 г. в принятии решения о заключении мирового соглашения кредиторы по обязательным платежам не принимали участие. В целях усиления контроля со стороны государства как за деятельностью арбитражных управляющих, так и за действиями конкурсных кредиторов Закон о банкротстве признает уполномоченные органы полноценными участниками собраний кредиторов.

Конечно, должник и кредиторы по обязательным платежам вправе по отдельности урегулировать вопрос о погашении (реструктуризации) задолженности, но это сопряжено с определенными сложностями.

Представляется, что в Закон о банкротстве необходимо включить норму, обязывающую соответствующие государственные органы осуществить реструктуризацию задолженности должника перед бюджетом и внебюджетными фондами в случаях заключения в рамках дела о банкротстве мирового соглашения. При этом порядок и параметры реструктуризации должны определяться исключительно федеральным законом*(7).

Вместо этого в Законе о банкротстве (п. 1 ст. 156) говорится, что мировое соглашение может содержать положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов.

При этом условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям этого законодательства. Поскольку им не предусмотрены специальные правила, связанные с изменениями при заключении мировых соглашений по делам о банкротстве сроков, порядка уплаты и размера, в котором погашается задолженность по обязательным платежам, положения абзацев третьего и четвертого п. 1 ст. 156 Закона о банкротстве применяются с соблюдением положений гл. 9 Налогового кодекса РФ. В настоящее время готовятся проекты федеральных законов, посвященных данному вопросу.

Указанные обстоятельства нередко делают невозможным заключение мирового соглашения, поскольку оно не может предусматривать "лучшие" и "худшие" условия прекращения обязательств и обязанностей должника перед кредиторами одной очереди.

О.А. Никитина,

глав. консультант

Управления совершенствования законодательства

Высшего Арбитражного Суда РФ

"Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", N 3, май-июнь 2004 г.