Может ли предприятие-недоимщик уплатить налоги, а также госпошлину в арбитражный суд через отделение Сбербанка, не имея в нем расчетного счета и минуя свой расчетный счет?

Будет ли нести банк какую-либо ответственность за осуществление данных операций?

Ответ: 1. Действительно, согласно п.1 Указа Президента РФ "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" от 18.08.96 N 1212 (далее Указ...) предприятия, имеющие задолженность перед бюджетом, обязаны уплачивать налоги в бюджет и внебюджетные фонды только с одного расчетного счета, который должен быть зарегистрирован в порядке, установленном Письмом Госналогслужбы РФ "Порядок регистрации счетов недоимщиков в налоговых органах" от 30.08.96 N ВГ-4-12/56н.

Кроме этого, согласно п.3 Указа предприятия-недоимщики должны перечислять на счет, с которого производится погашение задолженности, денежные средства, поступающие на другие его счета, за исключением средств, направляемых на оплату расчетных документов первой и второй групп очередности платежей, установленной ст.855 ГК РФ 1996 г., а также средств целевого бюджетного финансирования и остатков средств на бюджетных счетах. Данные средства не подлежат перечислению на счет, с которого производится погашение задолженности. Кроме того, предприятие-недоимщик должен всю свою выручку направлять на расчетный счет, с которого производится погашение задолженности (п.4 Указа).

Данный порядок уплаты налогов предприятиями-недоимщиками будет действовать до полного погашения задолженности перед бюджетом.

Таким образом, предприятие-недоимщик не имеет право производить уплату налогов, минуя свой расчетный счет, с которого производится погашение задолженности.

2. Согласно п.1 ст.6 Закона РФ "О государственной пошлине" от 09.12.91 N 2005-1 государственная пошлина может уплачиваться предприятиями непосредственно в банки (их филиалы), а также путем перечисления сумм госпошлины со своего расчетного счета.

Однако согласно п.9 Указа предприятия, в том числе и предприятия-недоимщики, не вправе вносить наличные денежные средства на счета других лиц - владельцев счетов, минуя свой расчетный счет. За несоблюдение этого порядка на предприятие налоговым и (или) федеральным органом налоговой полиции налагается штраф в 2-кратном размере суммы произведенного взноса.

Таким образом, предприятия, в том числе и предприятия-недоимщики, не могут оплатить госпошлину через отделение Сбербанка, минуя свой расчетный счет.

В данной ситуации предприятию можно посоветовать при обращении с иском в арбитражный суд направить параллельно в тот же суд ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины (согласно п.3 ст.91 АПК РФ 1995 г. и п.3 ст.5 Закона о государственной пошлине). В ходатайстве должны быть приведены причины, по которым предприятие просит предоставить отсрочку уплаты пошлины. Кроме этого, к ходатайству должны быть приложены документы, свидетельствующие о том, что имущественное положение предприятия не позволяет ему уплатить пошлину. Таким документом может, например, быть справка из банка, в котором имеется счет, с которого производится погашение задолженности по налогам, свидетельствующая о том, что данное предприятие является недоимщиком и у него отсутствуют средства для уплаты пошлины. Данное ходатайство может быть изложено как в исковом заявлении, так и оформлено в виде отдельного заявления. При этом ходатайство подается вместе с исковым заявлением, в противном случае арбитражный суд может отказать в принятии искового заявления к рассмотрению (пп.5 п.1 ст.108 АПК).

3. Говоря об ответственности кредитного учреждения за совершение операции по зачислению и перечислению средств предприятия-недоимщика в противоречие Указа Президента РФ "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" от 18.08.96 N 1212, необходимо сказать следующее. Согласно п.3 Указа кредитным организациям предоставлено право отказывать предприятиям-недоимщикам в совершении операций по счетам предприятий-недоимщиков по поручениям, не соответствующим настоящему Указу.

При этом положениями Указа не предусмотрены конкретные виды санкций для банков относительно нарушения указанных операций. Однако согласно п.6 Указаний ЦБ РФ "О первоочередных мерах по выполнению Указа Президента РФ от 18.08.96 N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного обращения" от 12.11.96 N 360 РКЦ и кредитные организации не вправе принимать в свою кассу от юридических лиц наличные деньги для зачисления их на счета третьих лиц.

Ответственность за несоблюдение данного положения Указаний ЦБ РФ кредитное учреждение будет нести согласно общему порядку, устанавливающему ответственность кредитных организаций за совершение действий, противоречащих действующему законодательству, нормативным актам, предписаниям ЦБ РФ в соответствии со ст.19 Закона РФ "О банках и банковской деятельности" от 02.12.90 N 395-1.

19.03.97 Р. Алексахина

АКДИ